Жизнь и смерть человека и теплохода

«Вильгельм Густлов»: акт героизма подводников или военное преступление?

30 января 1945 года советская подводная лодка С-13 выследила в Данцигской бухте немецкий транспорт «Вильгельм Густлов» и потопила огромный корабль тремя торпедами. В течение 66 лет, минувших после этого драматичного события, историки спорят о том, сколько человек погибло тогда в ледяной воде Балтики и была ли атака актом героизма подводников или же военным преступлением.

Этому злосчастному теплоходу посвящено, наверное, едва ли не столько же статей, книг и фильмов, сколько знаменитому «Титанику», унесшему на дно неизмеримо меньше жертв, чем приняло той ночью Балтийское море.

Зарубежные, и прежде всего немецкие, авторы пытаются разобраться в том, кем были погибшие, что и как привело их на борт обреченного транспорта. Советские, а потом российские более увлечены личностью командира С-13 Александра Маринеско, человека неоднозначного и мало вписывающегося в строгие стандарты идеального советского героя.

А вот о другой персоне, еще об одном, так сказать, виртуальном участнике трагедии, давшем свое имя «Вильгельму Густлову», известно немного, а в Германии о нем и вовсе предпочитают не вспоминать.

Между тем именно этот человек, сам того не подозревая, сыграл важнейшую роль в нагнетании нацистами антисемитской истерии в гитлеровской Германии, хотя был незначительным функционером, занимавшим странный пост наместника фюрера в Швейцарии. Немец по происхождению, Вильгельм Густлов покинул страну и переехал в соседнюю горную республику, чтобы излечиться от туберкулеза. Врачу, пользовавшему двухметрового пациента, мы обязаны интересной, но отнюдь не медицинской характеристикой: «Ограничен, добродушен, фанатичен, безрассудно предан фюреру. Сам говорил, что, если Гитлер прикажет ему застрелить жену, через пять минут она будет трупом». Между тем именно Хедвиг, жена Густлова, работавшая в начале 1930-х секретарем Адольфа Гитлера, и приблизила мужа к фюреру.

Густлов, сеявший в благополучной Швейцарии, ничуть не похожей на униженную Версалем Германию, ядовитые зерна нацизма, стал знаменит вовсе не из-за успехов на антисемитской или какой-нибудь другой похожей ниве. Всегерманскую славу, 70 митингов и школьные курсы в его честь, улицы, площади и мост в Нюрнберге, названные его именем, он обрел лишь после своей смерти, пришедшей 30 января 1936 года от рук не просто противника режима, а еврея и даже сына раввина 23-летнего студента-медика Давида Франкфуртера.

Именно еврейское происхождение убийцы, а не достоинства убиенного подвигло Гитлера придать событию масштаб всегерманской скорби, объявить трехдневный траур, приспустить государственные флаги, назвать именем мученика не только упомянутые улицы, но и новейший 10-палубный круизный теплоход. Флагман флота профсоюзной, спортивно-туристической организации под названием «Kraft durch Freude», что обычно переводится как «Сила через радость», спустили на воду 5 мая 1937 года. В безмятежной роли лайнера судно провело, как дотошно подсчитали исследователи, 1 год и 161 сутки, выполнив 50 круизов. В сентябре 1939-го судно переоборудовали в плавучий лазарет, а через год — в казарму для курсантов дивизии подводного плавания в порту Готенхафен, ныне польский город Гдыня.

Забегая вперед, отметим: именно последнее назначение корабля — обитель кадетов — позволило многим историкам оспаривать утверждение о том, что вместе с «Густловом» капитан Маринеско уничтожил тысячу матерых подводников Kriegsmarine.

Как бы там ни было, до роковой встречи с С-13 теплоход простоял в порту более четырех лет, успев получить полутораметровую трещину в борту от американского бомбардировщика. Только 21 января 1945 года капитан судна получил приказ участвовать в операции «Ганнибал», бесспорно, одной из самых драматичных в истории Второй мировой войны.

Надо отдать должное руководству немецких вооруженных сил и лично командующему ВМС гросс-адмиралу Карлу Деницу: позаботившись об эвакуации из Восточной Пруссии остатков сухопутных и морских соединений, они вывезли также, без преувеличения, миллионы своих невоенных сограждан. В свое время в советской печати их, этих людей, частенько предпочитали называть партийными бонзами, прорывавшимися на корабли с многочисленными семействами и чемоданами с награбленным. Конечно, были в толпе и такие, но в основном к портам стремились все уцелевшие обитатели восточного анклава Германии, панически опасавшиеся как мощного наступления Красной армии и отчаянного сопротивления вермахта, так и конца сражений и господства «русского Ивана». Увы, на этот раз геббельсовская пропаганда не соврала: в реальности поведение наших бойцов в «логове фашистского зверя» оказалось страшнее самых ужасных предсказаний, и этот факт сегодня не опровергает ни один добросовестный историк. Впрочем, та черная страница войны — не тема нашего рассказа, а потому отметим лишь, что единственная надежда более двух миллионов беженцев была связана с морским «коридором».

С трудом добравшись до портов, мирные жители полагали, что ад остался позади, а впереди — блаженная теснота на борту кораблей, направлявшихся в гавани Германии или Дании. Что и произошло бы, не окажись советской подлодки С-13 на пути «Густлова», а чуть позже, 10 февраля, транспорта «Штойбен» с беженцами и ранеными на борту.

Говоря об образцовой в тех условиях, разумеется, эвакуации, нельзя не вспомнить об одной из центральных фигур, руководивших операцией «Ганнибал». Речь о вице-адмирале Бернгарде Рогге, одном из всего четырех немецких моряков гитлеровского рейха, получивших от фюрера «сертификат» о подлинно арийском происхождении вопреки изрядной доле еврейской крови. Еврей на четверть, Рогге — знаменитость, один из ставших мифическими фигурами немецких военных Второй мировой. В 1940—1941 годах рейдер «Атлантис» под его командованием в ходе «свободной охоты» на коммуникациях противника в Южной Атлантике, в Тихом и Индийском океанах пустил на дно более 30 военных и транспортных судов союзников с рекордным общим тоннажем. Чудом уцелев после потопления рейдера англичанами и возглавив в конце 1944 года учебное соединение германского флота, а с 10 марта и морские силы на Балтике, Рогге непосредственно руководил действиями флотилии, эвакуировавшей беженцев из Восточной Пруссии, и в первую очередь непосредственно подчиненным ему «учебным» «Густловом».

Как вспоминали выжившие очевидцы, взрыв первой торпеды раздался в момент, когда из громкоговорителей судна несся германский гимн, последовавший за речью Гитлера по случаю 12-летней годовщины со дня его прихода к власти 30 января 1933 года. Что происходило дальше, весьма похоже на кинематографическую картину катастрофы «Титаника»: перегруженные шлюпки и плоты, которых фатально не хватало, схватки за место на плавсредствах, жертвы, еще барахтающиеся в ледяной воде среди погибших от холода... Как уже сказано, историки до сих пор не сошлись во мнении о числе погибших, но, по последним немецким данным 1999 года, из 10 582 находившихся на борту жизни лишились 9343 человека. Только в 1990 году Александр Маринеско, абсолютный рекордсмен флота по потопленному тоннажу, уволенный в запас 30 января 1946 года и умерший в безвестности в 1963-м, был удостоен звания Героя Советского Союза. Ему поставлены памятник в Калининграде, бюст в музее британского города Портсмута, а рядом с трехметровой моделью «Густлова» в Зале памяти немецкого города Киля висит фотография советского подводника.

Гросс-адмирал Карл Дениц, сменивший фюрера на посту канцлера в последние дни войны, провел десять лет в заключении по приговору Нюрнбергского трибунала и умер под Гамбургом в возрасте 89 лет. Вице-адмирал Бернгард Рогге интернирован англичанами в августе 1945 года и уже в сентябре освобожден. Восстановлен в ВМС ФРГ в звании контр-адмирала, вышел в отставку в 1962-м. Умер в 1982 году. Убийца Густлова Давид Франкфуртер осужден в Швейцарии на 18 лет тюрьмы, помилован после разгрома Германии и умер в 73-летнем возрасте в Израиле.

Помпезное надгробие в виде четырехметрового гранитного валуна над прахом Вильгельма Густлова в его родном Шверине взорвано после войны.

По мнению авторитетных историков Германии, России и стран бывшей антигитлеровской коалиции, как ни трагична судьба «Густлова», его команды и пассажиров, атака С-13 правомерна с точки зрения правил ведения морской войны: судно с началом Второй мировой включено в состав ВМС Германии, покрыто камуфляжной окраской и оснащено зенитным вооружением, а его экипаж состоял из военнослужащих Kriegsmarine...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter