Жизнь- это свЯщенный дар

- Когда мы произносим это слово - духовность, характеризующее человека, атмосферу, в которой происходит встреча людей, или творчество, или состояние общества, то мы всегда подразумеваем нравственную категорию положительную, - подчеркнул в ходе встречи Владыка.
- Когда мы произносим это слово - духовность, характеризующее человека, атмосферу, в которой происходит встреча людей, или творчество, или состояние общества, то мы всегда подразумеваем нравственную категорию положительную, - подчеркнул в ходе встречи Владыка. - Не деградацию личности, не духовность в кавычках, духовность со знаком "минус" и очень активную, которая находится в постоянном противостоянии духовности со знаком "плюс". И это понятно: Бог и сатана борются. А поле битвы - сердце человека. Это хорошо известные всем слова Федора Михайловича Достоевского.

Мы должны быть внимательными и ответственно произносить слово "духовность", и говорить о духовности, чтобы не сойти с этих определяющих рельсов: возрождения, возвращения к Богу. И перед нами встает евангельская картина блудного сына, возвращающегося в дом отца, которого тот с радостью встречает, потому что он был жив - и умер, потерялся - и нашелся.

И эта радость безмерна. Ее и сейчас переживают многие родители, когда их сыновья, ушедшие "на страну", далече, выражаясь по-евангельски, возвращаются в дом родительский, к нормальной жизни. Ведь сколько сейчас потерянных детей, сколько просьб мы выслушиваем от родителей: помогите!..

- С такими же просьбами идут люди и в газеты. Серьезная проблема взаимоотношений родителей и детей...

- Помогите спасти души молодых, спасти наше молодое поколение! Процесс духовного возрождения и обращения человека из лагеря темных сил в мир света, возвращение к Отцу, не только к отцу и матери, но к Отцу нашему Небесному, к общему Отцу, - эта задача всегда стояла и перед церковью, и перед обществом. Чтобы никогда церковь и общество не рассматривали себя как тезис и антитезис, а лишь как единую силу, цель которой - сохранение общества с человеческим лицом, где не только все внешне культурно, но и внутренне красиво.

Церковь и государство, средства массовой информации, - всем пора объединиться в походе за спасение человека, за возвращение его в отчий дом. Надо более ответственно относиться к свободе, которая сейчас является реальной. Вы правильно сказали, что мы никогда не чувствовали себя такими свободными, как сегодня. И церковь это переживает. Очень важно не дать развиться насилию.

Насилие тоже имеет свободу в своем выражении - в действиях...

Мы все переживаем за весь мир. За все, что в нем происходит, в равной степени, как и за духовное состояние человека, результатом которого является в том числе и трагедия 11 сентября.

- Это уже наша общая трагедия?

- Как осенние листья, отпадает все, когда встаем перед проблемой жизни, которая требует простого вхождения в нее, простого объяснения: чему не надо подражать...

Сейчас как раз прошла богословская конференция в Москве. Учение церкви о человеке - та же тема и была. Все вроде известно, но когда все эти ужасы наблюдаешь, то думаешь: наука о человеке - куда она идет? Какие цели перед собою ставит? Все эти проблемы клонирования, обозления друг на друга. Из Америки, Англии, Франции приехали православные философы для того, чтобы показать, что есть православие сегодня, каковы его позиции. И мы увидели, какая у нас есть духовная, образованная молодежь.

- Ваше Высокопреосвященство, сейчас, после событий 11 сентября, говорят уже о расколе мусульманского и христианского мира. Стоит ли так реагировать на это зло?

- И Чечня, и Нью-Йорк с трагедией его - это критический терроризм, от которого все страдают. Теперь он уже не только в Чечне и в Нью-Йорке - везде. Все озадачены, как избежать неожиданной трагедии в том или ином уголке нашей Земли. И это, безусловно, не является результатом религиозного конфликта.

В моей памяти произошло множество встреч и диалогов, на которых встречались представители всех без исключения религиозных направлений. Я был председателем конференции "Религиозные деятели за спасение священного дара жизни". По инициативе Русской православной церкви и раввин, и муфтий, и протестант, и православный, и язычник - все выступали с трибуны. А это был пик напряженности между Востоком и Западом, между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки - 20 лет назад...

Это был переломный момент. Я сказал: вот наш проект итогового документа. Мы - религиозные деятели. Никаких политических лозунгов нет, а есть наша озабоченность, религиозно мотивированная, чтобы в любой части мира его могли прочитать и понять: угрозу ядерной катастрофы мы должны предотвратить. Пора говорить о жизни как о священном даре. Это и объединяет нас, верующих и неверующих. Жизнь дорога для всех. Конфликтную ситуацию создают не расхождения в мировоззрениях, а третьи заинтересованные силы.

- Но и сегодня столько различных религиозных течений, которые требуют себе равенства! Однако, Владыка, согласитесь, что они никогда не будут равны по своему влиянию на духовную жизнь народа.

- Православие - это становой хребет, который объединял наши народы и в Российской империи, и в Советском Союзе, а сегодня - в СНГ и в странах Балтии. Как бы ни били по этому хребту, он сохранился. Церковь не позволяла людям почить духовно. И если даже вожди не осеняли себя крестным знамением, то мать все равно вшивала записочку в китель или в гимнастерку с молитвой "Живый в помощи Вышняго"...

Архиерейский собор в августе прошлого года еще раз показал, что этот становой хребет остается незыблемым.

Да, бросаются огромные средства, чтобы расшатать Русскую православную церковь, поссорить иерархию с духовенством, духовенство - с мирянами. Кое-кто называет нас просто - этот Восток, уже и не страной, а "экономической территорией". Для некоторых мы уже не составляем в их понятиях страну, народ... Миссионеры и работают на разобщение нашего народа, идей, мировоззрений. Сатанизм у нас теперь даже... регистрируется... Посмотрите кассеты с богослужениями некоторых сектантских общин - они ходят среди людей! Это ужас: идет сознательное разрушение нравственных национальных устоев и в России, и в Украине, и в Беларуси.

Я говорил это руководителям государства всегда - и до перестройки, и после нее, - какая это опасность для государства, для народа. За церковь же спокоен: врата ада не одолеют ее, ибо главою ее является Господь наш Иисус Христос. Но я переживаю как гражданин за судьбу нашего народа, когда его калечат под разными лозунгами.

К примеру, посмотрите: сейчас столько вышло книг, где и история поставлена с ног на голову. Все называется: духовно, духовно, духовно, но на самом деле находится далеко от настоящей духовности...

- Способны ли школы противостоять таким негативным тенденциям?

- Кстати, я благодарен за то, что однажды меня пригласили в парламент. Познакомившись с проектом закона об образовании, мы увидели, что там не много дано места духовному. Лишь образование светское... Значит, никакого люфта нет, никакой возможности контакта. А ведь проблема есть, и все это знают, говорят нам, священству, на любых встречах: когда же вы придете в школу? Когда же вы займетесь нашими детьми? Когда вы и в высшую школу придете? Необходимо услышать о религии от представителя той или иной конфессии. Священники должны сами о ней сказать, а не ученые с кафедры атеизма. Они уже наговорились, выговорились. Им сказать нечего...

И поэтому в преамбулу закона мы внесли буквально два предложения, дающих возможность участвовать священству в духовном образовании. Какой шум тогда поднялся! Мы собрались на Богословском факультете, пригласили депутатов, обсуждали вместе: как быть? Почему в самом законе нельзя допустить хотя бы возможность сотрудничества Министерства образования с религиозными кругами? Слава Богу, Президент и парламентарии все же приняли наши предложения...

То же и с законом о свободе вероисповедания. До абсурда доходит, когда, не зная сути, борются против правого дела, против качества, улучшения, - прогресса духовного...

Выступающие против наших предложений порой прибегают к таким аргументам: мол, не дай Бог, допустим возможность контактов разных направлений религиозных групп. Но мы ссылаемся лишь на 16-ю статью Конституции Беларуси, делая акцент на основной роли традиционных религий как культурообразующих в стране. Я защищаю существование государственного органа по делам религии и национальностей. Слава Богу, вновь поняли друг друга, значит, есть разумение. А добрых дел хватит на всех...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter