Напрасно думать, что в истории литературы все уже давно известно и изучено. Даже в том, что касается классиков.
Еще раз убедиться в этом заставила беседа с ведущим научным сотрудником Национального архива, историком и литературоведом Виталием Владимировичем СКАЛАБАНОМ.
- В последнее время все чаще заходит разговор о судьбе частных архивов, которая, как правило, печальна, о загадках, которые существуют там.
- Богатые и доступные для исследователей коллекции есть - в Белорусском государственном архиве-музее литературы и искусства, академической библиотеке, Национальном архиве. Но многие из таких собраний находятся в музеях, ведомственных архивах, куда человеку со стороны - попробуй достучись! Я это называю музейной и архивной автаркией - замкнутостью. Например, рукопись воспоминаний классика белорусского языкознания Ивана Носовича, хранившаяся в Минске, оказалась в Москве. Так материалы растекаются... Архив Максима Богдановича, переданный отцом поэта Инбелкульту, во время войны исчез. Странички "Дневника" Максима Богдановича, о котором ведется столько споров, остались у писателя Язепа Дыло. Как они к нему попали - не знаю... Возможно, ознакомившись с ними, он решил, что они не должны находиться с другими документами, и не передал их ни в один архив.
- По каким-то этическим соображениям?
- Ну, во-первых, текст было трудно расчитать - карандаш за десятилетия выцвел. Однако сегодня "Беларускi археаграфiчны штогоднiк" готов осуществить публикацию дневника, подготовленную сотрудниками музея М.Богдановича. Все должно издаваться основательно. Собрание сочинений Янки Купалы, кстати, у нас издается без общедоступного научного описания рукописей, без точной библиографии и даже без официального, закрепленного в грифе участия музея Янки Купалы.
- Неужели еще может найтись о классике что-то новое?
- Я сам только в мае опубликовал найденное стихотворение Янки Купалы "Звiслi хмары над калгасам". Архивисты про это произведение знали давно, в картотеке стояла заведенная на него карточка. И дело было только за тем человеком, который придет и пересмотрит картотеку.
- А у большинства из нас впечатление, что, во всяком случае, о Купале и о Коласе все известно...
- Что вы! Очень много невыявленного, неопубликованного. На мой взгляд, у нас нет и полноценных биографий Янки Купалы и Якуба Коласа. Таких, чтобы мог почитать школьник, студент. Разумеется, есть книги Олега Лойки, Максима Лужанина. Но я говорю о подробных, научно выверенных биографиях. Нет, кстати, и фильмов о наших классиках.
- А как вы относитесь к теории "ружовага туману", сформулированной Сергеем Дубавцом, о том, что поэты и писатели советской, сталинской эпохи почти все были вынуждены писать под гнетом цензуры "проходные", вымученные произведения, и таковые следует отделять от "полноценного" творческого наследия?
- Печатать нужно все. Более того, это уже делается. Вот, пожалуйста, пятый том сочинений Янки Купалы, где есть хвалебные стихи о Сталине, гневные обличения "врагов народа".
Мала iх павесiць
На сухой асiне,
Бо нават асiна
Ад сябе адкiне...
...Пятакоу i Радэк,
Троцкi - уся арава -
Хлебалi, зладзюгi.
З адной мiскi страву...
Никто не осмелился проанализировать этот том, один Анатоль Сидаревич откликнулся рецензией. А собрания сочинений, между прочим, уже нигде в книжных магазинах не найти.
- Тридцатые - сороковые годы - период нашей литературы, наверное, наиболее сложный для осмысления.
- Безусловно. Теперь я как раз изучаю этот период. Вот, например, случайная находка: призыв Янки Купалы к белорусскому народу сражаться с немецкими оккупантами. Интересен тем, что написан песняром за день до смерти. Найдено описание поездки Купалы и Коласа в Вильню в мае 41-го года. Кто автор - неизвестно. Там есть необычные сюжеты, например, о знакомстве Янки Купалы с польской артисткой оперетты Ганной Ордуновной (так в документе) и о их не совсем официальных, хотя и вполне безобидных, отношениях. Мне говорят: "Ну зачем это про Купалу печатать, компрометировать классика?"
- Но, наверное, опубликование некоторых документов действительно будет неким... разоблачением, развенчанием известных личностей?
- А как же. Известно, как Купалу "ломали" в 30-е годы. И кто же этим занимался? Вот я вам покажу "информацию" о юбилейном вечере Янки Купалы. И кто же автор? Читайте... Уважаемый писатель, можно сказать, тоже классик. Взгляните на документ о создании Союза писателей БССР: в составе оргкомитета фамилия Якуба Коласа вычеркнута, Янки Купалы нет вовсе. Таких материалов много.
- А может быть, все-таки нужно оставлять "в живых" хотя бы некоторые красивые мифы?
- Есть мифы, которые заслуживают разрушения. На известном снимке, опубликованном впервые в 1935 году, Максим Горький стоит в окружении белорусских литераторов. Годом ранее он же был запечатлен вместе с писателями из национальных республик. Но фигура Горького на обоих снимках подозрительно одинакова - и выражение лица, и одежда... Скорее всего, второй из снимков фальсифицирован. Это было обычной практикой. На часто печатающемся снимке Якуба Коласа и Янки Купалы в оригинале присутствовали фигуры Тишки Гартного и Михася Чарота, репрессированных писателей. Тоже требует компьютерной проверки... Нет, нужны не мифы, а точные знания. Жизнь более богата, чем мифы.
- И все-таки о загадках...
- Да разве не загадочны личности молодых литераторов, погибших в 30-е годы? Кстати, сейчас я изучаю биографию Петруся Бровки, и тоже есть что открывать.
- А ведь Петрусь Бровка стал как бы воплощением благополучного, "правоверного" советского поэта.
- Но в том же доносе о вечере Янки Купалы Петрусь Бровка называется в числе националистической молодежи, а также именуется "придворным поэтом Купалы"... А кто ковал знаменитую жирандоль Павлюка Багрима? Тот ли Павлюк Багрим, поэт, или был еще однофамилец? Существует даже проблема с авторством "Пинской шляхты". Точно ли Дунин-Марцинкевич ее написал? А кто автор "Тараса на Парнасе"? Константин Вереницын? Легенд и мифов у нас достаточно. Только мы не умеем их подать.
Жизнь богаче, чем мифы
Напрасно думать, что в истории литературы все уже давно известно и изучено.