Живые картинки

Как создаются рисованные афиши для кинотеатров

Как создаются рисованные афиши для кинотеатров

Гуляя по столице, нельзя не обратить внимания на яркие рисованные афиши кинотеатров. Своей свежестью, непосредственностью, порой нестандартностью они явно выделяются на фоне однотипных печатных плакатов. О том, как создаются рисованные щиты, почему их раньше воровали и как туристы относятся к таким афишам, “НГ” рассказала художник-оформитель кинотеатра “Мир” Марина Гордеева.

О воле случая

— По образованию я техник-архитектор. Окончила в 1988 году Минский архитектурный колледж и по распределению попала в “Белгоспроект”, строительную организацию. Но по молодости хотелось чего-то более подвижного, интенсивного. Однажды, гуляя с мамой по городу, случайно увидела объявление на кинотеатре “Партизан” (нынешний Дом кино) о наборе художников. Решила попробовать. Сначала я делала только шрифтовые рекламы: писала на ватмане название кино, кто в главных ролях, с какого числа идет фильм. Второй художник уже непосредственно рисовал афиши. Когда через полгода он ушел, плакаты поручили рисовать мне. Если в “Белгоспроекте” я была на подхвате — что-то доделать, подчертить, — то в кинотеатре полностью несла всю ответственность за работу.

Об охоте на красоту

— Свою первую шрифтовую работу я писала часов восемь. А из ранних рисованных афиш хорошо помню ту, которую украли. Это был плакат к фильму “Рембо: первая кровь” со Сталлоне в главной роли. Честно дали повисеть две недели, пока шел фильм, а потом сорвали. В то время случаи воровства афиш кинотеатра считались обычным явлением: было очень мало печатной продукции, и люди охотились за чем-то красивым. Крали не только у меня, такое повсеместно происходило. Все художники от этого пострадали. Интересно только, куда потом плакаты девались. Может, у кого-то дома на стенке висели.

О технике рисунка

— Сначала наш столяр сколачивает стандартную раму. Потом натягивается художественный холст, который грунтуется смесью мела, воды и клея. Рисунок выполняется гуашью. Когда пройдет фильм, этот щит смывается и наносится новая картинка. Сколько потратишь времени, зависит от сложности работы. Сейчас на один плакат уходит от силы часов семь. Главное в этом деле — проработать технологию, знать, что за чем следует, с какого элемента начать. Правда, у гуашевых красок есть одна неприятная особенность: они меняют свою насыщенность. Не всегда можно добиться желаемого эффекта. Приходится подправлять иногда. Недавно были проблемы с черной гуашью: к нам попала партия не очень качественной краски. Черным цветом обычно хочется подчеркнуть детали, сделать акценты, а эта гуашь при высыхании приобретала не насыщенный темный, а серый матовый оттенок. При работе нужно еще учитывать, что щит по-разному выглядит при искусственном освещении в мастерской и естественном на улице. Вообще, афиши очень недолговечны. Постоят буквально два месяца, потом пересыхает меловая основа и рисунок осыпается. Чтобы плакаты сохранялись, нужно работать масляными красками.

О вдохновении

— Когда получаю задание на работе, беру домой флаеры, вечером посматриваю на них. Идет моральная подготовка. В это время со мной лучше не разговаривать, не отвлекать. Утром хочется быстрее добраться до мастерской и начать работу. Когда рисуешь, уходишь в иной мир, “влезаешь” в свою картину, как в 3D. А потом возвращаешься, будто проснулся. Это, конечно, незабываемое ощущение. Если ты “поймал” внутреннее напряжение и начал с ним работать, то это уже пятьдесят процентов успеха. Нарисовать афишу не то же самое, что покрасить забор. Нужно вложиться, отдать энергетическую подпитку своей работе.

О сложностях

— Какой фильм будет проиллюстрирован, решает руководство кинотеатра. Методист получает в прокате репертуарный план на месяц и выдает мне флаеры определенных картин, расписывает жанр, актеров. Иногда я сама ищу дополнительную информацию. Сложнее всего рисовать по портрету. Пробовала с помощью специальной техники это делать: проецируешь изображение, обводишь контур, а потом уже при свете разрисовываешь. Но поняла, что так тоже не всегда получается. Когда используешь проекционный аппарат, нужно, чтобы свет падал строго перпендикулярно: небольшой наклон — и нарушатся пропорции. А фантастика, мультики — это же прелесть. Получаешь истинное удовольствие, когда вырисовываешь этих персонажей.

О самокритике

— Я всегда очень критически отношусь к своим работам. Афиша сразу не нравится, я даже не смотрю на нее, когда вывешиваю. Но проходит неделя-две, несу щит в подвал смывать и думаю: вроде неплохо получилось. Из последних работ больше всего запомнились афиши к фильмам “Облачный атлас”, “Гостья”. Вообще, стараюсь ответственно к своему делу подходить. Люблю добиваться того, чтобы плакат, независимо от того, какой фильм рекламирует, цеплял глаз. Работа художника-оформителя также включает в себя оформление залов к праздникам, различным мероприятиям. Раньше, до такого широкого распространения печатной продукции, мы даже подключали детей из школы. Бывало, писали от руки штук по двадцать больших листов с перечнем фильмов на все лето.

О моде на печать

— Сокращение художников в кинотеатрах — это дань моде. Везде висят печатные баннеры, и у нас так должно быть. Хотя для приезжих россиян, немцев рисованные щиты — это диковинка. Спрашиваю у них: “Как вы расцениваете такие афиши? Может, мы просто отстаем в техническом плане?” Но туристы говорят, что это изюминка нашего города. В Германии, где везде есть печатные рекламы и даже электронные табло с перечнем и описанием фильмов, позволить себе нанять художников смогли только несколько самых богатых кинотеатров. Я очень переживаю, что у нас таких художников становится все меньше. Рисованные афиши живые, они интересуют народ, многие приезжие их фотографируют. Сама видела, как один мужчина долго рассматривал рисунок со всех сторон, приценивался, поскреб даже, чтобы проверить, краска это или нет.

О провокации

— Афиши кинотеатра — рекламная продукция. Сейчас к плакатам очень придирчивое отношение: требуют стопроцентного сходства с печатными листовками. Я же считаю, что рисунок — это пространство, где можно немного пофантазировать, поизобретать и даже похулиганить. Мы не ксерокс и иногда умышленно допускаем какое-то несоответствие. Например, на афише к мультфильму “Ледниковый период 4: Континентальный дрейф” мой тигр с выпученными от испуга глазами крепко вцепился когтями в льдину. В интернете этот рисунок потом вывешивали как прикол. Специально допускаешь такой момент, чтобы человек, пробегая мимо, остановился, увидев что-то нестандартное.

О любви к работе

— В профессии я больше двадцати лет. Дважды увольнялась и все равно возвращалась к своим афишам. Я очень люблю свое дело. Конфуций говорил: “Выберите себе работу по душе, и вам не придется работать ни одного дня в своей жизни”.

Это действительно так: после отпуска руки сами тянутся к кисти и холсту. Поняла, что работа в мастерской, запах краски, мела — это мое.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter