Живые и мертвые

Прокладка линии газопровода по одной из улиц Мозыря внезапно оказалась в центре внимания не только городских и областных властей, что можно было считать вполне нормальным явлением, но и таких серьезных ведомств, как министерства культуры, внутренних дел, обороны, здравоохранения.
Прокладка линии газопровода по одной из улиц Мозыря внезапно оказалась в центре внимания не только городских и областных властей, что можно было считать вполне нормальным явлением, но и таких серьезных ведомств, как министерства культуры, внутренних дел, обороны, здравоохранения. Несколько дней государственные чины разного уровня решали дилемму: быть газопроводу или не быть. Работы остановили мозыряне, давно ушедшие из жизни...

Началась эта история еще в... ХIХ веке. Именно тогда улица Рыжкова, где сейчас стоит общеобразовательная школа N 4, граничила с еврейским кладбищем. В 1959 году решением местных властей захоронения здесь прекратили, а в 1980-м кладбище и вовсе было ликвидировано. Существует законодательный порядок, когда родным предлагают перезахоронить останки родственников, после чего территорию выравнивают под застройку новых объектов. Насколько удачно все было сделано, трудно сказать. Во всяком случае, при закладке школьной спортивной площадки, многоэтажек, хозяйственных построек на поверхность не однажды поднимали человеческие останки и гробы. Увы. Как говорят старожилы, после войны Мозырь был построен на костях...

Однако о старом кладбище в городе не забыли. И не только потому, что живы были те, кто помнил своих предков, здесь похороненных. "Еврейское кладбище в районе городской школы N 4" осталось в истории упомянутым как место, где во время войны немцы расстреляли несколько сотен евреев, а еще пойманных подпольщиков, партизан. В актах Чрезвычайной комиссии от 21 мая 1944 года упоминалось 18 братских могил по 50 - 55 человек, что дало основание департаменту по охране памятников при Министерстве культуры в 2001 году придать еврейскому кладбищу статус историко-культурного наследия. Правда, точное место захоронения ни в одном документе указано не было. Возможно, поэтому в начале 2003 года департамент исключил кладбище из перечня историко-культурных ценностей. По поводу чего прокуратура спустя несколько месяцев, в мае 2003 года, внесла протест: факт расстрела был на самом деле. Статус восстановили. Но...

Но, как заверяют в Мозырском горисполкоме, именно в этот самый промежуток времени - между "до и после" - городские власти затеяли прокладку газопровода. К тому моменту, когда департамент исправил свою ошибку и вернул еврейское кладбище в перечень историко-культурного наследия, проект строительства газопровода прошел все экспертизы и согласования.

- С юридической точки зрения на тот момент район школы N 4 по улице Рыжкова значился как ликвидированное кладбище, лишенное своего первоначального статуса. Поэтому мы совершенно законно начали работы на этом участке, прокладывая трассу между проезжей частью и тротуаром, примыкающим к школе и соответственно к границам старого кладбища, - рассказывают в исполкоме.

Так или иначе, рабочие, копая недавно траншею, наткнулись на человеческие останки, которые скученно лежали в одном месте. Строительство было остановлено. А к газопроводу "подключились" военные 52-го отдельного специализированного батальона при Министерстве обороны, которые с июля ведут в городе и окрестностях поисковые работы по захоронениям времен Великой Отечественной. Тогда же появились две версии: или это останки тех, кого расстреливали фашисты, или останки захороненных в мирное время на еврейском кладбище.

- Обычно на местах расстрела мы находим скелеты, которые располагаются достаточно хаотично, однако сохраняют свою форму, - поясняет заместитель командира 1-й специализированной поисковой роты Сергей Чебышев. - Немцы и полицаи, расстреливая людей, никогда их не хоронили. Опять же, обязательная находка при обнаружении мест массовой гибели - гильзы от патронов, следы пулевых отверстий. В данном случае ничего этого не было. Большей частью раздробленные кости лежали в одном месте. Что это может означать?

Свои предположения военные подтвердили экспертизой. На сегодняшний день, по словам заместителя военного комиссара Мозырского горвоенкомата Олега Грунина, специалисты уже дали ответ: это захоронение отнесено к концу ХIХ - началу ХХ века и не имеет отношения к массовым расстрелам времен Великой Отечественной войны. С этим также согласилась специальная комиссия, состоящая из представителей самых разных ведомств, которая после обращения зарубежных иудейских объединений изучила немало архивных документов, карт и свидетельских показаний.

- То, что на этом участке есть братские могилы - сомнения ни у кого не вызывает, - констатирует председатель совета по делам религий и национальностей Гомельского облисполкома Владимир Клевцов. - Однако их месторасположение должно быть точно установлено, чем и занимается поисковый отряд. Сейчас строители должны вести ветку к девятиэтажному дому, который находится напротив школы. Если на этом отрезке окажется продолжение еврейского кладбища, то работы будут возобновлены на глубине 1,2 метра, чтобы максимально поберечь захоронения, которые могли остаться. Если же военные установят могилы расстрелянных, тогда речь будет идти о прокладке воздушной трассы.

Военные к этому добавляют: останки могут оказаться под фундаментом жилого дома, тогда они уже ничего не смогут сделать. Не сносить же многоэтажку? Хотя те же зарубежные иудейские объединения, в частности Белорусская ассоциация евреев в США, вполне категоричны - работы нужно остановить, а место увековечить. Впрочем, стоит заметить, что знак памяти погибшим здесь уже установлен. Тем временем другие организации - Белорусское иудейское религиозное объединение, Мозырская иудейская община и Международная еврейская организация "Атра Кадиша" - взялись перезахоронить найденные останки. В Мозырь приехал раввин, который и совершил обряд. На него в городе возлагали особые надежды. Говорили: раввин приедет, он спорящих рассудит, а мертвых успокоит.

Военные же доведут свое поисковое дело до конца. Из шести трагических мест на территории Мозыря, обозначенных в акте 1944 года, подтвердилось пока одно. Неподалеку от Кургана Славы, где находится братская могила погибших воинов и мирных жителей, найдено массовое захоронение евреев, расстрелянных нацистами зимой 1942 года. Когда военным открылся первый слой скелетов погибших, старики тут же припомнили: немцы закапывали евреев практически живьем. Некоторые дети выбирались из могил и бежали в деревни. Кое-кто только так и выжил. Сейчас вдруг вспомнили и о свидетельских показаниях бывшего мозырского полицая Подолинского, который еще в 1970-е годы во время судебного процесса нарисовал точную схему места уничтожения мирных жителей. Однако до этого времени поиском почему-то никто не занимался и никаких обозначений захоронение не имело. На этом пустыре местные жители пасут коз, выбрасывают мелкий мусор. Но времена равнодушия и цинизма прошли. Городские власти обязаны проявить волю и продемонстрировать гуманизм: на местах нацистских бесчинств должны быть установлены памятные знаки. Это нужно живым...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter