Живые и мертвые

Министр обороны вмешался в возмутительную ситуацию
Министр обороны вмешался в возмутительную ситуацию

Многие годы в военном городке Лапичи в Осиповичском районе фактически совершалось кощунство: изо дня в день совершенно нормальные, но не привыкшие задавать лишних вопросов начальству люди шагали по... могильным плитам.

Надгробия с надписями на иврите были уложены в так называемую отмостку дома N 1 и в основание дороги во дворе. Когда здесь появились скорбные камни, никто из местных жителей точно сказать не может. Одни утверждают, будто располагавшееся неподалеку еврейское кладбище разворотили давно, еще при строительстве дома. Другие — со ссылкой на уже умерших свидетелей событий — говорят, что это дело рук фашистов: якобы в 1942 году оккупанты заставили военнопленных вот таким способом, выходящим за рамки морали, укрепить основание дома. Как бы то ни было, факт остается фактом: памятники усопшим долгое время лежали на дороге. И по ним ходили, ходили, ходили...

Местный житель, представившийся мне Николаем, вспоминает: «Когда был пацаном, старики стращали: будешь ходить по надгробиям — сам на кладбище попадешь. И мальчишкой вместе со сверстниками старался обходить страшное место стороной. А когда вырос, забыл о детских страхах и перестал обращать внимание на то, что лежит под ногами. Как и все мои земляки».

Но не все, к счастью, оказались такими равнодушными. Лидия Мазурова, под окнами которой находилась кощунственная «мостовая», с 1988 года начала обращаться в разные инстанции, да только толку добиться не могла. Всюду ее внимательно выслушивали, сочувственно кивали головой и обещали помочь. Но дальше слов дело не шло. Мазурова, однако, не сдавалась: продолжала бомбардировать чиновников тревожными письмами.

13 апреля, узнав о приезде в Осиповичи министра обороны Леонида Мальцева, Лидия Леонтьевна отправилась в райцентр. Там встретилась с Леонидом Семеновичем и рассказала о проблеме. Итогом беседы стал приказ министра, адресованный Бобруйской квартирно–эксплуатационной части (КЭЧ): «Плиты немедленно демонтировать!»

...Когда я по приглашению позвонившей в редакцию Мазуровой приехал в Лапичи, рабочие местного домоуправления, помогавшие военным, заканчивали «выковыривать» памятники из земли. Несколько ударов лома, и на свет божий показывалось очередное надгробие. В общей сложности было выкопано 29 монументов и их фрагментов. Может, где–то есть и другие? Но пока они под асфальтом не видны. Найденные же плиты перевезены в Осиповичи и будут храниться на территории филиала КЭЧ. До тех пор, пока их не изучат представители научно–просветительного центра «Холокост» и не решат, что с ними делать дальше.

На мой вопрос Мазуровой, чувствует ли она удовлетворение от того, что наконец в начатом ею деле поставлена точка, Лидия Леонтьевна обиделась.

— Я не считаю, что выполнила какую–то свою миссию, — в глазах женщины появились слезы. — Это наше общее дело. Тех, кто защищал эту землю, и тех, кто на ней сейчас живет.

...Одна из мрачных страниц истории Лапичей — бесчеловечное уничтожение памяти о гражданских людях — перевернута. Но это местечко, в боях за которое лишь по официальным данным погибло более 700 советских солдат, не устает напоминать о войне. Каждый год из земли вымываются останки красноармейцев. А в окрестных лесах находят даже целые пулеметные расчеты. Накрытые взрывами и до сих пор не захороненные...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter