Живут, хлеб без детей жуют…

За время действия Декрета № 18 на начало этого квартала подлежало взысканию с обязанных лиц чуть больше 108 миллиардов рублей

За время действия Декрета № 18 на начало этого квартала подлежало взысканию с обязанных лиц чуть больше 108 миллиардов рублей. Возмещено 36,4 миллиарда (33,7 процента). То есть из каждых трех рублей, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, их нерадивые родители возвращают только один.

Почему сполна не выполняется одна из основных целей декрета? Об этом и других аспектах проблемы наш корреспондент беседует с начальником отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры Беларуси Валерием ИВАНОВЫМ (на снимке).

— Валерий Григорьевич, почему, на ваш взгляд, не срабатывают меры, предпринимаемые по выполнению Декрета № 18?

— Сказывается целый комплекс причин. В свое время состоялось  заседание коллегии Генеральной прокуратуры, посвященное развязке именно этих проблем.  Намечен ряд мер по повышению уровня прокурорского надзора в данном направлении. Кроме того, Генеральным прокурором направлена информация в Совет Министров и в Совет Безопасности с конкретными предложениями по улучшению деятельности государственных органов в этой сфере и внесено представление об устранении выявленных нарушений в Гродненский облисполком.

Ранее аналогичные представления вносились министрам внутренних дел, юстиции, образования, труда и социальной защиты, а также направлялась информация в Верховный Суд Беларуси. Сейчас по результатам проверок в неблагополучных регионах готовится представление на сей раз в Гомельский облисполком.

Чтобы максимально активизировать прокурорский надзор за исполнением законодательства, направленного на возмещение расходов, которые затрачены государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и усиление ответственности родителей за воспитание детей, Генеральным прокурором 25 июня этого года издан специальный приказ. Приказом установлен ряд организационных и практических мер, способствующих улучшению деятельности прокуроров всех уровней в данном направлении. Обеспечение надлежащего уровня надзора за исполнением требований декрета возложено лично на прокуроров областей, прокурора г. Минска, на местах — горрайпрокуроров.

За три квартала этого года органами прокуратуры  проведено 473 проверки исполнения требований декрета, по результатам которых внесено 402 представления, вынесено 193 предписания, принесено 42 протеста, к дисциплинарной ответственности привлечено 501 должностное лицо, официально предупреждены 603 лица, возбуждено 78 уголовных дел, направлены 132 информационные записки.

— Неужели все эти меры не дают результата?

— Анализ практики прокурорского надзора показывает, что в результате активизации деятельности заинтересованных органов и ведомств достигнуты определенные положительные результаты. Так, приняты меры по повышению уровня координации и взаимодействия в работе заинтересованных органов, а также контроля за организацией этой деятельности со стороны местных исполнительных и распорядительных органов. В облисполкомах и Мингорисполкоме функционируют межведомственные координационные советы по контролю за выполнением требований декрета. Аналогичные формирования созданы на уровне райисполкомов и районных администраций.

Кроме того, конкретизированы практические задачи и обязанности государственных органов и учреждений, осуществляющих  организационно-практические меро-приятия по реализации декрета. Это способствует более эффективному использованию возможностей как для выведения семей из социально опасного положения, так и для повышения ответственности родителей за воспитание своих детей. Так, с начала действия декрета из 6584 детей, нуждающихся в государственной защите и отобранных у родителей, 4560 — возвращены в биологические семьи по решениям КДН. 673 ребенка возвращены мамам и папам, ранее лишенным родительских прав и восстановленным в этих правах.

Ценно то, что сформирована система ранней профилактики семейного неблагополучия детей, позволяющая своевременно и комплексно выявить проблемы конкретной семьи и обеспечить ей адекватную и разнообразную поддержку и помощь, что позволяет сохранить семью для ребенка. По данным Министерства образования Республики Беларусь, 23 141 ребенок в настоящее время находится в социально опасном положении.

Увеличилось число трудоустроенных обязанных лиц. По данным Министерства труда и социальной защиты, на начало этого квартала трудоустроено 14 523 обязанных лица.

Изыскиваются не только стандартные формы возмещения расходов, понесенных государством на содержание детей нерадивых родителей. Имеются примеры выселения обязанных лиц из жилых помещений, которые закреплены за детьми, помещенными на государственное обеспечение, и сдачи их по договорам найма (поднайма). По данным Министерства жилищно-коммунального хозяйства, обязанные лица были выселены из 38 жилых помещений, из них 19 временно свободных помещений сданы по договорам найма (поднайма). Все это способствовало тому, что в последнее время наблюдается общая положительная динамика уровня реального возмещения расходов, затраченных на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

— В то же время глава государства на недавнем совещании сосредоточил внимание на серьезных недостатках в деятельности государственных органов в этой сфере. На ваш прокурорский взгляд, Валерий Григорьевич, на какие точки неблагополучия надо воздействовать?

— Практика прокурорского надзора за исполнением требований декрета свидетельствует, что  проблем и недостатков имеется немало, прежде всего в органах исполнительной власти. Не обеспечивается должная координация и взаимодействие служб и подразделений райисполкомов и администраций. Влияние координационных советов по контролю за выполнением требований декрета малоэффективно. Повсеместно наблюдается низкий уровень аналитической работы в данном направлении. Планированию и рассмотрению вопросов о ходе реализации декрета не предшествует глубокий анализ имеющихся в районе проблем, в результате чего управленческие решения носят формальный характер и принимаются без учета имеющихся практических задач.

В Октябрьском районе г. Гродно из решения в решение районной администрации отделам образования, учреждениям труда и социальной защиты, здравоохранения, РОВД и комиссии по делам несовершеннолетних предлагалось «продолжить работу по наиболее раннему выявлению детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечить безусловное выполнение декрета». Без внимания остались вопросы обеспечения явки обязанных лиц для трудоустройства, их документирования, контроля за соблюдением обязанными лицами трудовой дисциплины. В Рогачевском районе на заседаниях райисполкома вопросы исполнения требований декрета на момент сентябрьской проверки  вообще не рассматривались, несмотря на низкие показатели по взысканию средств на содержание детей и наличие существенных недостатков в этой деятельности.

В сельской местности отсутствует системность и последовательность в работе по профилактике семейного неблагополучия.

На уровне райисполкомов и администраций не рассматриваются вопросы эффективности работы специализированных наркологических учреждений, служб и специалистов с обязанными лицами, страдающими алкогольной зависимостью.

Многие из планов защиты прав детей, нуждающихся в государственной защите, разработаны без учета индивидуализации неблагополучия в семье. Допускаются случаи возвращения детей в биологические семьи без достаточных на то оснований. Не во всех случаях обеспечивается полнота и достоверность сведений, характеризующих условия жизни и воспитания детей, помещавшихся в социальные приюты. Нарушаются сроки содержания в них детей. Многими отделами образования не поддерживается необходимый уровень ведомственного контроля за состоянием воспитательно-профилактической работы в учреждениях образования.

Выявляются многочисленные факты отказов нанимателей в приеме обязанных лиц на работу по направлениям органов государственной службы занятости. Только в Витебской области таких отказов зафиксировано 146, Могилевской — 94, Минской – 79. Вместе с тем должностными лицами органов государственной службы занятости по всей республике составлено в связи с этим всего лишь 78 протоколов об административных правонарушениях. Установлены многочисленные случаи увольнения обязанных лиц с работы – более 500 фактов.

В органах внутренних дел не-своевременно принимаются меры к обязанным лицам, допускающим прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины.

Недостаточно внимания уделяется работе по вовлечению в общественные молодежные движения работающей и сельской молодежи, подростков из семей социального риска, а также состоящих на различных видах профилактического учета.  В этой работе практически не задействован депутатский корпус. Нуждается в совершенствовании законодательная и ведомственная нормативная база.

— Знаю, что свой вклад в это решила внести и Генеральная прокуратура. Что именно предлагаете?

— Распространенным способом умышленного неисполнения судебных постановлений гражданами-должниками является их нежелание трудоустраиваться в официальном порядке. Делается это с целью уклонения от возмещения ущерба или погашения долга. В настоящее время к уголовной ответственности привлекаются лишь задолжавшие должностные лица, а на простых граждан подобная ответственность не распространяется. Генеральный прокурор Григорий Василевич предлагает устранить этот пробел в действующем законодательстве. Кроме того, он считает, что у должников необходимо истребовать декларации о доходах. Особое внимание будет уделяться дополнительным мерам по привлечению к труду лиц, обязанных возмещать расходы, затраченные на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter