О жестоком отношении к животным

Животным страшно, когда люди — звери

За свою непродолжительную жизнь Мухтар успел столкнуться как с людской жестокостью, так и с безмерной добротой
За свою непродолжительную жизнь он успел столкнуться как с людской жестокостью, так и с безмерной добротой. По сути, пес Мухтар (на снимке) —счастливчик. Не всякое четвероногое с парализованными задними лапами может похвастаться такой жизнью, как у него. Его любят, о нем заботятся, волонтеры из мозырской организации помощи животным «Верные друзья» подарили ему инвалидную коляску. Шустрого пса уже в шутку называют Шумахером, недавно даже пришлось заменить ему резину на колесах. Но таких случаев на всю нашу страну с десяток. Судьба остальных калек поневоле, пожалуй, незавидна. Но еще больше не повезло тем хвостатым, кто попал в лапы настоящих живодеров.


Жуть берет, когда читаешь о жестоком отношении к животным. С кошки сняли шкуру, собаке вспороли живот… Но зачем? Неужели кто-то может таким образом снимать стресс или получает от этого удовольствие? Тогда, и тут даже сомнений не возникает, этот некто серьезно болен и нуждается в госпитализации. Вдвойне странно и страшно, когда своих домашних компаньонов лишают жизни сами владельцы, как это случилось в Минске в 2012-м. Совершивший злодеяние хозяин добермана, похоже, даже не раскаялся. Мол, большой пес мешал родителям. А так нет собаки — нет проблемы. Логика в прямом смысле убийственная. 

Животные могут быть умны, сильны, но кто они против человека, тем более если у него ружье или охотничьи приспособления. В «копилке» Государственной инспекции охраны животного и растительного мира сотни печальных историй. Одна из них, пожалуй, наделавшая больше всего шума, произошла несколько лет назад на Витебщине, где десяткам птенцов баклана отрезали надклювья. Нарушителя тогда приговорили к административному взысканию в 25 базовых величин и возмещению вреда окружающей среде, который был оценен в сумму более 20 миллионов рублей. Потрясающим по цинизму было объяснение мужчиной своих действий: птицы поплатились за то, что «они мешали». 

Хотя есть категория горе-охотников, которых привлечь к ответственности не так-то просто. Это те, кто ставит охотничьи петли, попадая в которые дикие животные, а иногда и охотничьи собаки, получают серьезные травмы. Около года назад, например, попавшая в петлю лосиха, пытаясь вырваться, сломала ногу и упала в мелиоративный канал. 

Ирина НЕВМЕРЖИЦКАЯ убеждена: животные остро нуждаются в нашей доброте.
Ирина НЕВМЕРЖИЦКАЯ убеждена: животные остро нуждаются в нашей доброте.

Бывает, конечно, что человек наносит животному вред из самых благих побуждений, как это случилось в прошлом году в Барановичском районе, где дачник вылечил и держал на привязи молодого лося. Только вот, добрая душа, кормил он его комбикормом и травой, которые в обычный рацион сохатого не входят. В итоге ослабленное животное, которое должно было отправиться в Беловежскую пущу, к новому месту прописки не до-ехало. 

Но, если разобраться, дикие животные, а уж тем более краснокнижники всегда были защищены больше, чем их городские собратья. Даже за содержание и разведение в неволе диких животных предусмотрено наказание до 20 базовых величин. Особо крупный ущерб природе может вылиться в 250 базовых величин, а незаконная охота грозит лишением свободы до шести лет. Тут еще крепко подумаешь, нарушать или нет. Хотя, конечно, «смельчаки» найдутся всегда.

Теперь серьезное наказание предусмотрено и для живодеров. Согласно поправке в Уголовный кодекс, вступившей в силу совсем недавно, им полагается до года лишения свободы. Правозащитники ликуют. Хотя есть и те, кто считает наказание слишком мягким. Тем более что заключение — мера крайняя. Скорее всего, нарушитель отделается штрафом или общественными работами. 

А вот председатель общества помощи животным «Верные друзья» Ирина Невмержицкая убеждена: дело не в тяжести наказания. Даже если человек за содеянное зло отсидит 15 суток, он это запомнит. А если об этом еще и узнают все его соседи, коллеги и друзья — вдвойне. 

Откуда берется жестокость? Из семьи, убеждена Ирина, которой пришлось однажды наблюдать, как дети играли с котятами: те во время игры то и дело падали на бетонную дорожку. «Страшно то, — негодует она, — что дети даже не понимали, что эти крошечные живые комочки могут испытывать боль, и продолжали забавляться». 

Есть, по ее словам, и другая серьезная проблема. Животное не придет и не пожалуется, если его обидели, а люди, ставшие свидетелями жестокого обращения, иногда вмешиваться не хотят или постесняются. Мол, затаскают потом по судам, друзья засмеют — за кошку вступился, делать тебе нечего. А вот в далеком XIX веке член парламента от Ирландии, основатель общества по борьбе с жестоким обращением с животными Ричард Мартин не постеснялся вступиться за собаку и даже вызвать ее убийцу на дуэль. 

Конечно, это совсем не означает, что всем нужно броситься повторять его подвиги. Новое время диктует новые правила. Ирина Невмержицкая сожалеет, что мы забываем порой о том, что именно животные приносят в нашу жизнь бескорыстную любовь и верность. 

Вера Артеага
veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter