Живописный перевод с испанского

Казалось бы, стоит ли ждать сюрпризов от современной живописи, когда все открытия в искусстве уже сделаны? Пусть у каждого художника свой авторский почерк, но направления-то все давно обозначены.
Казалось бы, стоит ли ждать сюрпризов от современной живописи, когда все открытия в искусстве уже сделаны? Пусть у каждого художника свой авторский почерк, но направления-то все давно обозначены. Поэтому проект Геннадия Козела

под названием "Мастерская. Цитаты" можно счесть за явление вопиющей наглости.

Или... все-таки

за попытку создания нового живописного стиля.

До сих пор прямое или косвенное цитирование допускалось разве что в литературе, но никак не в изобразительном искусстве. Но еще в студенческие годы Геннадий сотворил свое "Генеалогическое древо" откровенно по мотивам "Черного квадрата" Казимира Малевича. Этот батик, подсвеченный на вернисаже зимним солнцем в дневное время и уличными фонарями в вечернее, художник, полагаю, не случайно разместил напротив единственного окна малого выставочного зала Музея современного изобразительного искусства. В результате возникает полное впечатление фантастического театра теней, где прославленный "Черный квадрат" выполняет всего лишь роль занавески, за которой открывается суть "черного квадрата" Геннадия Козела, заполненного то ли примитивными изображениями человеческих фигур, то ли замочными скважинами. И тут же живописец-пересмешник "цитирует" самого себя, помещая детали этого концептуального произведения в помпезные золоченые рамы. И мы вынуждены вспомнить уже о придворном художнике Диего Веласкесе, способном, по признанию современников, создать убедительный портрет любого предмета и даже пространства. Есть здесь и сам Веласкес - точнее, "выдержка" из известной всему миру картины "Менины". Испанских "цитат", переосмысленных белорусским менталитетом, здесь предостаточно. Всевозможные "ссылки" на Жоан Миро и Пабло Пикассо при обилии золота и алого бархата волей-неволей заставят вспомнить о стране, где, по меткому замечанию Франсиско Гойи, два основных развлечения - коррида и театр. Для искушенного гурмана от искусства эта выставка может стать отменным угощением. При всей своей прозрачности "цитаты", использованные Геннадием Козелом, никак нельзя назвать плагиатом. Возводя из них каркас для своего творческого замысла, художник пытается нащупать собственный образный язык. "Цитирование" живописи, оказывается, тоже способно стать творческим методом.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter