Живое пламя памяти. Немногие знают, что мемориалы, посвященные самой кровавой в истории человечества войне, белорусские архитекторы начали разрабатывать уже в первые дни Великой Отечественной.

На обрывках газет и клочках бумаги, в землянках и окопах, под грохот взрывов, скульпторы, ставшие солдатами во имя свободы своей земли, создавали “памятники-лозунги”.
Сегодня в память о героях той войны на нашей земле возводятся другие мемориалы — более “камерные”, более близкие тем, кто приходит к ним поклониться героизму солдат Великой Отечественной. Современные памятники не призывают и не обличают, скорее — свидетельствуют. Скульпторы стремятся показать человека, защитника Отечества, его личную трагедию и личный героизм. Мемориалы первых послевоенных лет кажутся в наши дни несколько помпезными, но можно понять, почему они создавались ТАКИМИ: нам, не видевшим самой глобальной в истории Земли войны, невозможно даже представить себе, что значила для солдат Великой Отечественной добытая кровью и тяжелейшими потерями Победа. Победа в войне с жестоким врагом, Победа Родины, с которой отождествляли себя ее защитники. И как велико было преклонение перед теми, кто не дожил до светлого дня 9 мая. Прошедшим сражения хотелось, чтобы память о павших товарищах не стерлась с лица земли НИКОГДА.
В 1946 году был объявлен конкурс на лучший проект монумента в память о советских солдатах и партизанах в Минске, на который было предложено множество “триумфальных” вариантов: гигантские развевающиеся знамена, огромные фигуры Родины-матери, даже настоящий хвост подбитого фашистского самолета, который должен был венчать стелу. Предпочтение отдали проекту, над которым архитектор Г.В.Заборский начал работу еще в 1942 году. В день открытия памятника практически все республиканские газеты напечатали его знаменитые слова: “До окончания войны было еще далеко, но я верил в победу своего народа. Хотелось в родном освобожденном Минске на одной из красивейших площадей воплотить это в величественном монументе, достойном великого подвига народа”. Монумент, впрочем, отлично вписался в современный облик европейского города. А когда 3 июня в 1961-м у подножия стелы запылал Вечный огонь, памятник обрел мемориальное, обрядовое, близкое каждому человеку звучание.
В наши дни Вечный огонь — живое пламя, горящее на одной из красивейших площадей Минска уже более четырех десятилетий — в первую очередь место поминания, где люди могут приобщиться к трагической странице истории своей страны. Все дальше в прошлое уходит Великая Отечественная. Родилось и выросло несколько поколений белорусов, не слышавших взрывов и свиста пуль. Но живые цветы у Вечного огня — постоянно. Приносят их люди разного возраста, и очень часто — молодежь.
— Я думаю, нынешняя молодежь даже острее, чем их родители в юности, чувствует свою причастность к тем страшным событиям Великой Отечественной, свою неразрывную связь с историей страны, с военным поколением, — моя собеседница улыбается, ласковые лучики разбегаются от мудрых, многое повидавших за долгую жизнь глаз к седым вискам. — Теперь, когда нет набившей оскомину пропаганды советских лет, юные осознают свой долг перед теми, кто погиб в боях за эту землю, за мирное небо над их головами.
С Верой Никифоровной Лукьяненко я познакомилась у Вечного огня.
— Я потеряла на войне мужа. Мы с Андреем поженились в 1939-м, а через два года началась война. Помните, была такая песня: “Ты меня ждешь и у детской кроватки не спишь, и поэтому, знаю, со мной ничего не случится”. Я очень его ждала. Но даже самая сильная любовь не может уберечь от войны. Хорошо, что ты и твои подруги не знают этого, деточка, — печально качает Вера Никифоровна седой головой. — До сих пор мне неизвестно, где похоронен муж. И уже долгие годы в мае я прихожу к Вечному огню на этой площади — я живу неподалеку — и разговариваю с Андреем, с моими соратниками по партизанскому отряду, не дожившими до победы. Раньше я рассказывала мужу о том, что происходит в нашей стране, в моей жизни, про дочку — сейчас она уже пенсионерка, внуки у меня уже взрослые, есть правнуки. А в последние годы прихожу и говорю Андрюше: “Ну вот, скоро встретимся”...
Молодого человека, в самый радостный день своей жизни пришедшего к Вечному огню, тоже зовут Андреем. Сразу после регистрации в ЗАГСе он и его избранница, их родители и гости пришли на площадь, чтобы возложить цветы. Просто традиция?
— Да, традиция, и, я считаю, очень хорошая традиция, правильная! — говорит Андрей. — Но дело не только в этом. Вечный огонь и мемориал Победы в моем сознании, — неотъемлемая часть моего родного города. Точно так же, как Победа в Великой Отечественной — неотъемлемая часть истории моего народа, Родины, которую наши деды и прадеды не только писали, но и, говоря образно, чувствовали “с большой буквы”. И сражались они за то, чтобы мы могли жить, влюбляться, учиться, строить карьеру, быть счастливыми под мирным небом, на своей земле. Все мы выросли на военных фильмах и книгах, и победа над фашизмом значит очень много лично для меня. У моей жены, Виктории, прадед погиб под Смоленском. Двое братьев моей бабушки не вернулись с фронта, а они были совсем еще молодыми, моложе, чем я сейчас.
— В Беларуси едва ли найдется семья, которая не получила похоронку в годы войны. И, мне кажется, самый лучший памятник им — нашим сверстникам, парням и девчонкам, таким же молодым, полным жизненной силы, также мечтавшим и строившим планы на будущее, — это не тяжелые гранитные плиты. Это Вечный огонь, символизирующий живую народную память, — считает Виктория. — Мы обязательно будем приводить к Вечному огню своих будущих детей, чтобы они всегда помнили о силе духа нашего народа и о той цене, которая была заплачена за их мирную жизнь. Может быть, это звучит пафосно, но мне кажется, если ребенок с раннего детства осознает это, он не может вырасти плохим человеком...
Горит Вечный огонь на островке торжественной тишины посреди шумного города. Скоро распустятся тюльпаны, которые зацветают здесь каждую весну. И глаза малышей, впервые узнающих страшную и героическую повесть Великой Отечественной, широко раскроются, отражая пламя...

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter