Неврология, хирургия, пересадка органов – где проявили себя белорусские биомедицинские клеточные продукты

Живительная сила

На операционном столе Сергей из Солигорска. Проблемы с почками снизили качество жизни, трижды в неделю ему приходилось делать четырехчасовой гемодиализ. Но скоро мужчина вернется к обычному ритму — в Минском НПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии ему пересадили донорскую почку. Прижиться новому органу поможет введенная во время трансплантации доза стволовых клеток. Специалисты передают в операционную только что выращенный в лаборатории центра материал. И считаные миллилитры живительного субстрата начинают свое действие.


Монослой на дне флакона

— Проходите в бокс до этой точки! — заботясь о сохранении стерильности, проводит меня в лабораторию клеточных технологий замдиректора по научной работе центра, доктор медицинских наук, профессор Светлана Кривенко.

У специалистов здесь полная экипировка, видны лишь лица. Это герметичная лаборатория со сложной системой вентиляции, воздушными фильтрами, а степень чистоты воздуха в ней даже выше, чем в операционной. Повсюду ламинары, похожие на шкафчики. Это рабочие места для сотрудников. 
Клеточные продукты растут в инкубаторах при температуре 37 градусов, куда подается необходимая смесь газов. Под микроскопом видно все: клетки прилипают ко дну флакона и образуют монослой. Значит, выросли. Надо снимать, иначе начнут выталкивать друг друга, отклеятся и всплывут. Лечебная доза готова!


— Клеточные технологии используются в Беларуси больше десяти лет, — продолжает беседу Светлана Кривенко. — В нашем центре крупнейшая лаборатория, где производятся биомедицинские клеточные продукты. Они помогают в самых разных случаях. Клинически доказано, что подавляют иммунологический ответ организма на донорский орган, стимулируют собственные ткани к более быстрому восстановлению. Стволовые клетки вводят как во время трансплантации, так и после для уменьшения необходимой пациенту дозы токсичных для организма иммуносупрессивных лекарств.

Наращивание большого объема клеточной массы занимает минимум две недели. Зачастую у пациента нет возможности столько ждать, чтобы воспользоваться собственным биоматериалом. Для оперативного лечения создан банк стволовых клеток. Их заготавливают, выращивают, консервируют и по мере необходимости достают из хранилища для терапии. Пока запасные ткани «подставляют плечо», подрастают собственные клетки пациента, которые могут использоваться на следующих этапах лечения.


Мировое признание

— Для клеточного роста разработали собственную богатую биоактивными веществами добавку на основе тромбоцитов человека. И отказались от добавок с содержанием животных компонентов, — рассказывает о научных достижениях Светлана Кривенко.

К слову, за эти и другие открытия в области клеточных технологий коллектив МНПЦ отмечен премией Национальной академии наук. 
Отечественный биомедицинский продукт востребован в мире: в доковидный 2019 год его реализовано на 600 тысяч долларов. К слову, клеточные технологии показали отличный результат в спасении ковидных пациентов с тяжелым поражением легких. 

Он приносит свои плоды при инсультах и черепно-мозговых травмах, болезни Паркинсона, рассеянном и боковом амиотрофическом склерозах. Исследуется применение продукта в антивозрастной терапии.

— Это порой единственный действенный метод спасения людей с неврологическими нарушениями, когда таблетки не дают полноценного эффекта, вызывают побочные реакции, — делает ставку на клеточные ткани заведующий гематологическим отделением Дмитрий Суворов. — При болезнях Альцгеймера, Паркинсона, эпилепсии, боковом амиотрофическом склерозе появляются шансы на сокращение количества приступов, восстановление речевой, двигательной активности, концентрационной способности.


В стране недавно заработал эксперимент по оказанию платных услуг (в выходные дни) государственными медучреждениями. В планах центра — предложить пациентам лечение некоторых заболеваний методами клеточных технологий. Но это не касается гарантированной бесплатной помощи, которую здесь оказывают в прежнем объеме.

— В ходе медэксперимента особенно востребованными оказались оперативные вмешательства на челюстно-лицевой области, которыми занимается новое отделение челюстно-лицевой хирургии и реконструктивной стоматологии, — конкретизирует заместитель директора по внебюджетной деятельности Эмилия Мезина. — Направленность нашего центра — высококлассная хирургия, поэтому к эксперименту присоединились все профильные отделения. Главное, что от предоставления платных услуг не страдает объем бюджетной плановой помощи. Так и с биомедицинским клеточным продуктом. К слову, даже если в рамках эксперимента его приобрести за деньги, введение останется бесплатным.

basikirskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter