Живая музыка

Читаешь мемуарную литературу XVIII века — и ассоциации возникают с веком интернетовским...

Читаешь мемуарную литературу XVIII века — и ассоциации возникают с веком интернетовским. Тоже все напоказ, письма пишутся для публичной читки в салонах, остроумие важнее ума... А уж как старались соответствовать идеалам! Шляхтич куртуазного века, даже обремененный женой и детьми, считал себя обязанным иметь даму сердца и по ней демонстративно страдать. Вычитала у одного такого, как он во время путешествия на ночевке обращается к «предмету своих воздыханий» и просит пожелать доброй ночи его сердцу... И поняла, что это уже слышала. Песня барда, дударя, поэта Змитера Сидоровича «Недалёка да свiтання» — стилизация под старину:


Недалёка да свiтання,

Толькi не заснуць цяпер.

Ах, прадмет маiх уздыханняў,

дай дабранач ты майму сэрцу.


Бард явно читал мемуары... И сразу картинка: шляхетская Беларусь, кринолины, сабли, высокие напудренные парики, дворцы в Несвиже, Слуцке, Полонечке, Ружанах, освещаемые по ночам тысячами свечей... Представала такая Беларусь и в творчестве Сидоровича. Который, между прочим, работал ведущим инженером на производстве и проектировал мосты — это к дискуссии о физиках и лириках. Песня о «прадмеце ўздыханняў» в 1995 г. вошла в альбом «Краiна талераў» группы «Камэлот».


Прошло почти двадцать лет...


И вот на днях я была на отпевании Змитера в Свято–Петропавловской церкви... Ушел вдруг, нашли не сразу — жил один, причем о новости стало известно в те же выходные, что и о смерти популярной журналистки Элеоноры Езерской... Запомнилось: в последний путь дударя проводили его друзья–дудари. Человек десять играли торжественно–печальную старинную мелодию во дворе храма... Кто не знает, дуда (не путать с дудкой) — это белорусская волынка, без которой когда–то не обходились ни одно игрище, ни одна корчма... Да и в бой дудари ходили вместе с войском, как и барабанщики, о чем у Сидоровича есть песня «Грай, дудар».

 


Вообще, правильное было время, когда все играли на музыкальных инструментах, ибо нельзя было нажать на кнопку и врубить запись. И не только аристократы играли, но и бедняки. Помните, как в апокрифе Максима Богдановича Христос успокаивает музыканта, считающего себя бесполезным: «Бо спяваюць нават i жабы ў багне, а цi ж не душа чалавека, — толькi песня здолее спатолiць яе. Шануйце ж песнi свае». Князь Михал Казимир Огиньский хотя и мечтал занять престол короля Речи Посполитой, не раз утверждал, что считает высшим своим жизненным достижением изобретение педали для арфы. Кстати, Змитер Сидорович проводил бесплатные мастер–классы для желающих освоить старинные танцы вроде падеспани...


Может, я ошибаюсь, но сегодня что–то не слышно ничего о «дворовых музыкантах», терзающих выпрошенную у родителей гитару в подъезде, беседке, на пустыре... Да, те счастливые обладатели тайны трех аккордов здорово всех доставали. С ними воевали добропорядочные граждане — спать ночью надо, а не слушать хоровое исполнение ломкими подростковыми голосами «жестоких городских романсов»... И у меня в седьмом классе появилась какая–то старенькая гитара — мама принесла. Она была непомерно большой для меня, желта, несколько облезла... Но свои три аккорда (плюс оч–чень сложный трюк «баре») я освоила ценой мозолей на пальцах. Ушло это все, как и эпоха КСП — клубов самодеятельной песни (свитера грубой вязки, бороды, костер, гитара). Стало ли тише? Прислушайтесь, жители мегаполиса. Завывание сигнализации кем–то обиженного авто, шансон из окна маршрутки, бодрое бормотание телевизоров... Ну а если у кого–то из соседей торжество — честно, лучше бы они застольные песни пели, чем включали на полную катушку техно или попсу. Нет, тише не стало... Технологичнее стало.


Недавно путешествовала в студенческой компании. Настроение солнечное, в общем, «запевай». А что? Глупой попсы не хотелось... И оказалось, песен, которые можно петь хором, знают обидно мало, особенно белорусских. Ни «Ой, сiвы конь бяжыць», ни «Туман ярам», вообще ничто узнавания не вызвало... Еле–еле исполнили рокерские «Тры чарапахi».


Вот чтобы подобного не было, Змитер Сидорович записал замечательный «Детский альбом» — с обработкой белорусских народных песен для детей, с приложением нот и текстов...


Помню, как очень давно мы ходили по Раковскому католическому кладбищу и нашли памятник композитору Михаилу Грушвицкому. На серой, объеденной временем плите выбиты полустертые ноты. Но они звучали тишиной: нотной грамотой не владею, имя композитора ничего не говорило... Грустное стихотворение о могиле композитора Грушвицкого и «музыке на камянях магiльных» вошло в мой первый поэтический сборник. Много позже я узнала, что Грушвицкий был известен, женился на сестре известного этнографа и энциклопедиста Александра Ельского. Она рано умерла, муж посвятил ей несколько произведений...


В старом фильме о Мэри Поппинс героиня объясняла детям, чем отличается живая музыка от мертвой. Объяснение было несколько неубедительное. Но все же каждый чувствует, что такое живая музыка. Змитер Сидорович уж точно создавал именно такую.


Так что я счастлива, когда слушаю, как моя дочь играет на самостоятельно освоенной гитаре. Даже если играет с друзьями по группе в стиле пост–гранж...


rubleuskaja@sb.by

 

Фото gp.by


Советская Белоруссия №101 (24484). Суббота, 31 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter