Живая летопись. Сколько воды утекло за минувшие столетия, но не растворилась вера в особую силу этих источников.

В дохристианской Беларуси у наших предков-язычников существовал обширный пантеон богов, связанный с природными явлениями. Обряды совершались в священных рощах, возле могучих дубов, почитались озера (особенно в тех местах, где их немного), отдельные холмы, родники, валуны больших размеров и необычной формы. После принятия христианства поклонение силам природы отошло в прошлое, но напоминания об этом сохранились в легендах и преданиях. К тому же родники не утратили своей значимости в духовной жизни белорусов. Многие из них почитаются и сегодня — как святые и исцеляющие от разных недугов.Продолжая наш рассказ о родниках Беларуси, на этот раз мы представим два источника Воложинского района Минской области. В 2008 году решением райисполкома они объявлены гидрологическими памятниками природы местного значения.

В дохристианской Беларуси у наших предков-язычников существовал обширный пантеон богов, связанный с природными явлениями. Обряды совершались в священных рощах, возле могучих дубов, почитались озера (особенно в тех местах, где их немного), отдельные холмы, родники, валуны больших размеров и необычной формы. После принятия христианства поклонение силам природы отошло в прошлое, но напоминания об этом сохранились в легендах и преданиях. К тому же родники не утратили своей значимости в духовной жизни белорусов. Многие из них почитаются и сегодня — как святые и исцеляющие от разных недугов.
Продолжая наш рассказ о родниках Беларуси, на этот раз мы представим два источника Воложинского района Минской области. В 2008 году решением райисполкома они объявлены гидрологическими памятниками природы местного значения.

Подаривший прозрение

Примерно в 35 километрах от Минска в Воложинском районе наодится деревня Раков (сейчас уже агрогородок). Первое упоминание о ней в летописях датируется 1465 годом, с 1579 года этот населенный пункт получил статус местечка. Веками здесь жили люди разных национальностей и вероисповеданий, причем уже далеко не одно поколение здешних жителей бережет родник на восточной окраине Ракова.
По существующему преданию все началось в XV столетии, когда слепой от рождения местный житель исцелился, испив родниковой воды и промыв ею глаза. При этом он увидел на дереве икону Божьей Матери с Иисусом. В честь этого события в XVI веке установили крест. Позже, в 1821 году, на пожертвования верующих был построен деревянный храм, куда перенесли чудотворную икону. До наших дней храм и икона не сохранились, только остатки фундамента указывают на место, где стоял храм. В 1993 году на роднике восстановили часовню.
В природном отношении “Родник Раковский” представляет собой группу родников, расположенных в нижней части склона моренной возвышенности. В естественном состоянии сохранились несколько выходов подземных вод, образующих кренополе — заболоченную местность, покрытую древесно-кустарниковой растительностью. Они находятся на расстоянии 30 метров к северу от каплицы. Основной выход подземных вод обустроен. Помимо часовни на нем возведен святой колодец.
По направлению движения подземных вод к их выходу на поверхность земли “Родник Раковский” является нисходящим, то есть область питания подземных вод находится выше их разгрузки. Общий объем поступающих подземных вод (дебит) небольшой — 0,03—0,1 л/с. Ранее, до проведения мелиоративных работ на прилегающей территории, он был, видимо, гораздо выше. Вода родника достаточно чистая. По химическому составу она относится к гидрокарбонатному классу кальциевой группы, содержание нитритов и нитратов очень низкое — не превышает предельно допустимые концентрации для питьевой воды.

Освященный целитель

На самой окраине Воложина, в конце улицы Кирова, в долине безымянного ручья расположен Святой источник. О нем не сохранилось легенд, возможно, они затерялись в глубине веков и позже всплывут где-то в архиве, записанные неутомимой рукой писца. Но суть не в легендах, а в людях, сумевших сохранить и обустроить источник.
Из рассказа настоятеля православного храма Святых Константина и Елены отца Дмитрия: “Родник освящен Митрополитом Филаретом в 1999 году и назван в честь Серафима Сорожского. При обустройстве родника на глубине 1 метр был найден сруб, сложенный сосновыми бревнами”.
Сколько столетий люди пользуются родниковой водой, нам неизвестно. Человеческая память имеет свойства сохранять отдельные эпизоды, связанные с какими-либо значительными событиями. В 1812 году при оккупации наполеоновскими войсками Воложина французы установили охранный пост на роднике, так как использовали его для водоснабжения своих частей, а местных жителей не пускали к источнику. Прошло почти два века. По инициативе отца Дмитрия источник был освящен и обустроен. Внешний облик родника изменился, появился целый комплекс, состоящий из часовни, купальни и других сооружений.
Достаточно значительный дебит (в среднем объем поступления на дневную поверхность подземных вод составляет 0,1 л/с) обеспечивает источник чистой водой почти круглый год и высокий промывной режим в купальне. Местные жители верят в целебные свойства воды родника и используют ее при лечении глазных болезней и кожных заболеваний.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter