Жители Стародорожского района хотят отстоять председателя ОАО “Залужье”

"Это в городе рядовым сотрудникам, по сути, все равно, кто будет ими руководить. Уйдет один — придет другой. У деревенских же жителей совершенно другая психология. Они привыкли держаться сообща, каждый человек здесь как на ладони со всеми своими достоинствами и недостатками. Поэтому и председатель колхоза для коллектива — не просто руководитель, а скорее свой человек."

“В колхозе самый разгар уборочной кампании , а тут как гром среди ясного неба: снимают нашего председателя Аркадия Никоновича. К чему такая спешка? Ведь человек отработал в хозяйстве десять лет. И сделал для него немало хорошего. Мы в растерянности и не знаем, что делать. Помогите разобраться и вернуть нашего руководителя”, — читаем в письме наших читателей из Залужья Стародорожского района.

 Безусловно, кадровые перестановки в любом коллективе связаны с определенными волнениями. Люди переживают, прикидывают, как они будут жить дальше, как смена руководства отразится на внутреннем микроклимате предприятия и, безусловно, на доходах самих работников. В редакцию “НГ” не раз обращались люди, которые выступали в защиту своего бывшего руководителя. Но письмо, которое пришло из Залужья, привлекло к себе особое внимание.

Хотя бы потому, что под ним стояло двести подписей. Разобраться в возникшем конфликте “НГ” решила вместе с представителями облисполкома и райисполкома в день открытого письма. 

Зажили по-новому

Коллектив ОАО “Залужье” ждал нас в мастерских. Здесь собралось человек пятьдесят, не меньше. Они эмоционально переговаривались, перебивая друг друга, каждому хотелось высказаться и привести свои аргументы. Чтобы направить разговор в более спокойное русло, потребовалось минут десять. Наконец, люди выпустили пар и начали говорить по очереди.

— Я хорошо помню те времена, когда в Залужье постоянно неурожай, — начинает непростой разговор Александр Леончик. — Доходило до того, что коров кормили опилками. А десять лет назад пришел новый председатель и колхоз изменился до неузнаваемости.

— За один год под его руководством ферма избавилась от лейкоза и полностью восстановила свое поголовье, — добавляет заведующая фермой КРС Галина Чечуха. —  Постоянно получали призовые места, построили больше десяти сараев для крупного рогатого скота, дояркам наконец-то начали платить нормальную зарплату.

— Обратите внимание, наш коллектив наполовину состоит из молодежи, — продолжает механизатор Александр Леончик-младший. — В других хозяйствах она не сильно-то задерживается. А у нас наоборот. Потому что людям созданы все условия. Нужно жилье — пожалуйста. Обратился за материальной помощью — никогда не откажут. На работе тоже чувствуешь себя человеком. Есть где и душ принять, и чай попить, и просто отдохнуть. Недавно даже курилку начали строить, чтобы все было цивилизованно.

К слову, потом, во время экскурсии по хозяйству, я увидела, что комнаты отдыха и питания, душевые со стиральными машинами и сушилками есть не только в машинно-тракторном дворе, но и на имеющихся в хозяйстве пяти фермах. Неудивительно, что в прошлом году ОАО “Залужье” заняло третье место в стране по организации соцкультбыта.

— Где вы найдете хозяйство, в котором работникам обеспечивают горячее питание круглый год, — восклицает с места повар Светлана Пученя. — В общей сложности наша столовая кормит около ста человек ежедневно. При этом люди из своего кармана платят всего 2,5 тысячи рублей. Сегодня это практически бесплатно.

Присутствующие наперебой перечисляли заслуги своего бывшего руководителя. Мясо, молоко, муку работники могут выписать в хозяйстве по самой низкой цене. Сено для коровы тоже взять не проблема. К новому учебному году каждая семья получает помощь на школьников. Заболел работник — профсоюз тут же спешит проведать его в больнице. А если беда какая случится, народ уверен, что справляться с ней в одиночку не придется.

— В прошлом году нужно было срочно собрать за пару дней тысячу долларов на лечение внука, — срывающимся голосом стала рассказывать Галина Брага. — Кто нас выручил? Председатель. Дал беспроцентный кредит. Врач потом признался, что за двадцать семь лет его работы это второй случай, когда при таком заболевании малыш начал поправляться. И все потому, что вовремя достали деньги и привезли лекарства из-за границы. Я всю жизнь буду благодарна Аркадию Николаевичу Никоновичу, ведь он спас жизнь нашему малышу.

Мясной конфликт

На собрании люди не боялись высказываться, стояли за председателя горой. Их не смущало присутствие высоких начальников. Оно и неудивительно, надо признать, в хозяйстве для работников действительно созданы все условия. Наконец, общий настрой, обращаясь к председателю Стародорожского райисполкома, решила озвучить Валентина Борисовна Жаврид:

— А теперь при всем народе объясните, почему убрали нашего руководителя?

— Самая главная причина смены руководства хозяйства — это невыполнение прогнозных показателей, — стал держать ответ перед собравшимися Степан Чечуха. — Не секрет, что Залужье не один год делали базовым хозяйством, его удельный вес в общем объеме произведенной продукции за 2010 год составил 13 процентов. По сути, это стародорожский “Снов”. А что мы имеем? Если взять отчетность за семь месяцев, практически по всем позициям минус. На данный момент хозяйство недобрало 200 тонн молока. По кормам тоже провал. Среднесуточный привес по свиньям составляет всего 200 граммов при среднем по области 500—600. Это низший показатель по району. На кого тогда равняться? При этом госзаказ никто выполнять не собирается. Около 180 тонн мяса продано коммерсантам. В то время как на прилавках в магазинах наблюдается явный дефицит.

— А мы не скрываем, что продаем свинину на более выгодных условиях и имеем за это копейку, — излагает позицию бывшего руководителя главный экономист хозяйства Елена Тур. — И именно благодаря этому рентабельность по свиноводству у нас самая высокая в районе — 20 процентов. Что касается привесов, то, чтобы полноценно кормить поросят, требуется примерно 300 тонн концентрата в месяц. Плюс на крупный рогатый скот 200. В общей сложности на корм нужно было потратить около 750 миллионов рублей. К весне собственное зерно закончилось, а цены на комбикорма резко подскочили вверх. В сложившейся ситуации найти необходимые средства оказалось значительно сложнее.

— Нас упрекают, что стадо свиней сократилось почти на тысячу голов, — эмоционально бросается на защиту чести коллектива свинарка Светлана Лапушка. — А где их держать? Наша ферма рассчитана примерно на две тысячи поросят, в то время как их здесь в два раза больше.

— Вот и получается, что самая большая ухватила, а остальные нет, — приводит свои аргументы тракторист Владимир Подгорный. — Так что лучше — растить больше, но впроголодь или все-таки меньше, но иметь привес? А район требует: крутись, как хочешь, но планку не опускай.

Думать о завтрашнем дне

У председателя райисполкома своя позиция на этот счет, он исходит из интересов всего района:

— Планка такая поставлена не случайно, повторюсь, на то и валообразующее хозяйство. Все должны понимать, в каких сейчас условиях приходится жить. И задача номер один — сохранить поголовье скота. Иначе кормить людей будет нечем. Трудно всем. Но другие хозяйства справляются.

Председатель райисполкома при этом заметил, что потенциал у “Залужья” имеется. Здесь многое можно сделать, главное — хотеть. Вплоть до собственной переработки молочной и мясной продукции.

— Построили по указу Президента молочно-товарную ферму, вложили туда огромные средства, — продолжает Степан Чечуха. — А она работает не на полную загрузку. Было 860 голов, увеличили всего до 1100, еще нужно как минимум 400. Плотность скота на 100 гектаров сельхозугодий самая низкая в районе — 55 голов. У рядовых соседних хозяйств и то в два раза больше. Вызывал Никоновича неоднократно, разговаривали, никакой реакции. Я уже не говорю о том, что исполнительская дисциплина на нуле. Многие распоряжения просто игнорируются. Так что на самом деле вопросов к хозяйству постоянно возникало немало.

— А как может поступить по-другому руководитель района, — решил вмешаться в разговор председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Миноблисполкома Виталий Гришанов.

— Судите сами, за январь—июль 2011 года в ОАО “Залужье” произведено валовой продукции сельского хозяйства на сумму 7,2 млрд рублей, что составило всего 89,1 процента к уровню прошлого года. Среднегодовой удой молока от коровы уменьшился на 553 килограмма. Никто не спорит, что у новой молочно-товарной фермы есть определенные достижения. Но вместе с тем качественные показатели здесь в последнее время начали ухудшаться. Так, в январе—июле получено на шестнадцать голов приплода меньше, чем в прошлом году. При этом товарность реализованного молока снизилась на шесть процентов. А расход кормов на один центнер молока наоборот возрос.

Человеческий фактор

Что ж, с точки зрения производственных показателей и той же исполнительской дисциплины, которая в сложное время очень важна, повод задуматься над сменой руководства был. И при процедуре увольнения соблюдены все формальности. Так как “Залужье” является открытым акционерным обществом, решение принималось членами наблюдательного совета, а трудовые отношения с бывшим председателем прекращены по соглашению сторон. Одним словом, законодательство не нарушено. Но почему-то, как всегда, принимая важное решение, не учли человеческий фактор. А он может иметь серьезное значение, особенно когда речь идет о сельской местности. Это в городе рядовым сотрудникам, по сути, все равно, кто будет ими руководить. Уйдет один — придет другой.

У деревенских же жителей совершенно другая психология. Они привыкли держаться сообща, каждый человек здесь как на ладони со всеми своими достоинствами и недостатками. Поэтому и председатель колхоза для коллектива — не просто руководитель, а скорее свой человек. Ведь идут они к нему не только с рабочими вопросами, но и за советом, помощью, делятся успехами, радостями и бедами. И если руководитель внимателен к людям и их нуждам — его отставку воспринимают как кровную обиду. По крайней мере, на протяжении всей встречи это звучало неоднократно. Причем из уст разных людей.

— Ошибки и просчеты бывают у всех. Но больше всего коллектив возмущает другое: почему мнением народа никто не поинтересовался. Ведь с председателем бок о бок люди проработали не один год, — с нескрываемой обидой говорит Людмила Нестеровна Алесенко.

На такие замечания в райисполкоме отвечают, что заместитель председателя райисполкома в хозяйстве бывал неоднократно, однако к нему никто из коллектива не подходил и не предлагал обсудить возникшую ситуацию. А конфликт тем временем зрел, недовольство людей накапливалось. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что из Залужья поступило обращение на телефонную горячую линию председателю комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Миноблисполкома Виталию Гришанову, а затем сельчане выслали в облисполком коллективную жалобу. Согласитесь, повод задуматься есть. Однако первому тревожному звонку не уделили должного внимания. А, наверное, все-таки стоило. Стоило сказать простые человеческие слова: “Народ, не волнуйтесь, все будет нормально, с приходом нового руководства никакие потрясения коллектив не ожидают. Да и сам бывший председатель без работы не останется”.  Как рассказал председатель райисполкома, Никоновичу собирались  предложить должность руководителя Стародорожской ветеринарной службы: “Пару лет человек отдохнет от тяжелой председательской ноши, а потом, возможно, снова возглавит какое-нибудь хозяйство”. Глядишь, после такого разговора и настроение людей было бы не таким воинственным.

Когда мы прощались, руководство района пообещало держать ситуацию под контролем и уделить должное внимание жителям Залужья. Накануне выхода статьи в печать я решила поинтересоваться нынешним положением дел и позвонила в райисполком. Меня заверили, что в хозяйстве сейчас вполне спокойная обстановка, люди работают, страсти улеглись. Между тем в редакцию газеты по-прежнему продолжают обращаться работники сельхозпредприятия и высказывают свое недовольство сложившейся ситуацией. Они утверждают, что за все это время никто из представителей власти с ними так больше и не пытался поговорить. Получается, что у каждой из сторон существует свое видение проблемы и они до сих пор не смогли договориться? Или не посчитали нужным? Так, может, все-таки следует и власти, и людям попробовать найти общий язык? Ведь речь идет действительно не о рядовом хозяйстве. И от того, как поведут себя сельчане, с каким настроением они каждый день станут выходить на работу, будет зависеть не только положение с производственными показателями, но и в целом ситуация с обеспечением продовольствием всего района.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter