Жить среди людей должны примерно 32 тысячи белорусских детей-сирот и оставшихся без попечения родителей

Сиротские учреждения распахнули свои двери для всех, кто хочет помочь попавшим в беду детям. Таких немало: в Минской области, например, за прошлый учебный год 76 процентов впервые выявленных сирот определены в замещающие семьи.

Мы уже поняли, что оставшиеся без родителей дети нуждаются вовсе не в шоколадках, одежках и деньгах. Сегодняшние сироты, случается, одеты по последней итальянской моде, а разнообразию их рациона могут позавидовать многие “домашние” дети.
Потерявшие семью и опору дети нуждаются в поддержке на той стадии личностного роста, когда они ищут себя и свое место в жизни. Те, кто этой поддержки не находит, часто повторяют судьбу своих спившихся и деградировавших родителей.
Жодино
Сотрудники Жодинской общеобразовательной средней школы-интерната для сирот и оставшихся без попечения родителей детей подсчитали, что примерно половина их вчерашних выпускников продолжают учебу, получают профессиональное образование, а затем благополучно трудоустраиваются.
Сиротский статус позволяет им рассчитывать на место в общежитии и льготные условия получения жилья. А значит, возможность не возвращаться в родительскую, изгаженную до состояния притона, квартиру.
Примерно 18 процентов, столкнувшись с житейскими трудностями, становятся на путь своих биологических родителей. Это очень хорошие показатели, если сравнивать их с иными подобными заведениями. Но страшные цифры, если вспомнить, что за каждым процентом — так и не прожитые по-человечески жизни.
Как помочь ребенку в непростом процессе социальной адаптации?
— Мы раскрыли двери миру настежь, — сказала исполняющая обязанности директора школы Тамара Владимировна Орехова. — И количество наших воспитанников стало уменьшаться: детей забирают семьи. Хотим, чтобы рядом с сиротами у нас учились обычные дети, это один из лучших способов адаптации. “Домашние” дети часто к нам просятся, потому что не каждая городская школа располагает таким компьютерным классом, бассейном, тренажерным и борцовским залами, как наша. И, кстати, 11 из 13 выпускников этого года уже стали студентами вузов.
Жодинская школа-интернат дает не только знания, но и профессиональные навыки. В столярных и швейных мастерских старшеклассники постигают профессию на уровне училища. Что подтверждается разрядом и свидетельством. В ближайших планах — открыть на базе интерната гостиницу для выпускников, которым временно негде жить.
Но гордость школы и мечта многих мальчишек и девчонок из благополучных семей — здешние кадетские классы, созданные при поддержке МВД и Министерства образования. Кадеты носят новенькую форму, живут в отдельных жилых отсеках по особому режиму, проходят юридическую подготовку и физподготовку на самом высоком уровне. Многие из них станут курсантами Академии МВД.
Борисов
Борисовская общеобразовательная школа-интернат для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всего несколько лет назад была вспомогательным учебным заведением.
От того времени остался крепкий коллектив учителей-дефектологов. Сейчас у них есть время и профессионализм, чтобы искать индивидуальный подход к каждому ребенку.
— Мы разработали план развития школы с учетом того, что количество детей сокращается, — сказала директор Александра Романовна Дубровина. — Мы можем не только улучшить условия проживания детей, но и больше внимания уделять их профессиональной подготовке. Хотим, чтобы выпускники 9-х классов не уходили в общежития училищ, а проживали у нас: им так будет легче входить в большую жизнь.
Профподготовка в школе уже ведется по трем направлениям: детей учат на штукатуров-маляров, кулинаров и автослесарей.
Поскольку жизнь человека не ограничивается работой, школа ведет два крупных гуманитарных проекта. Девочки посещают Дом грудного ребенка и заботятся об оставленных малышах. В этом общении проявляются их лучшие качества: девочки шьют и вяжут своим подопечным одежки, ищут для них в книгах загадки и потешки. Те отвечают искренним восторгом при каждой встрече.
Самые “трудные” мальчики-подростки, каждый из которых знаком с инспектором по делам несовершеннолетних, ездят с такой же благотворительной миссией в Республиканский детский онкогематологический центр. Возят туда игрушки, выступают с концертами. Возвращаются серьезными, порой подавленными, но с желанием заботиться о тех, кому гораздо хуже, чем им.
— Воспитанники сиротских учреждений часто настроены иждивенчески, их надо учить не только брать, но и давать, — объяснила мне смысл гуманитарных акций директор.
Руденск
Чтобы обойти владения Руденской спецшколы-интерната вместе с директором Валентином Иосифовичем Гилевским, понадобится не один час: их площадь — 70 га.
Пришкольная территория смахивает на колхозный мехдвор. С одним, пожалуй, отличием: здесь царит чистота и идеальный порядок.
— Недавно приобрели комбайн “Ниву”, — объясняет директор. — Чтобы убирать зерновые, в нынешнем году их 25 гектаров. Есть три трактора со всем прицепным инвентарем, своя мельница производительностью 600 кг зерна в час. Напротив — теплицы с овощами и цветами. Сейчас там не очень интересно, но вы представьте, что за окном метель, а вы оказались в этом зеленом царстве. Скоро установим на крыше солнечную батарею, будем частично сами себя обеспечивать электроэнергией.
В унисон директору мирно подхрюкивают полсотни свиней, квохчут куры и виляют хвостами заласканные детьми псы. Шестерых интернатских коров не видно, они в поле.
Уже два года спецшкола для сирот с особенностями развития носит статус экспериментальной площадки по углубленной профессиональной и социальной адаптации детей. Эксперимент предполагает, что срок обучения детей увеличится на два года, зато из стен школы выйдут не просто молодые люди, а нужные хозяйствам плодоовощеводы и слесари-ремонтники. База — столярная и слесарная мастерские, оснащенные самым современным оборудованием, — в школе есть, педагогов и мастеров тоже хватает.
Нынешней весной школа проводила в жизнь первый выпуск таких специалистов, 12 человек. Все уже устроены по специальности и обеспечены жильем: директор этот вопрос держит на личном контроле.
— В училищах им трудно: наше общество до сих пор не готово принять как равных людей с особенностями развития. Сверстники их обижают. Но если из школьных стен выходят девятнадцатилетние специалисты третьего разряда, сами чувствующие свою значимость, отношения с внешним миром складываются иначе. Они даже внешне меняются: спина выпрямляется, глаза горят!
Школа-интернат полностью обеспечивает 200 своих воспитанников и весь персонал свининой, в значительной степени — молоком и яйцом, фруктами и ягодами. Картофеля и овощей с пришкольного участка получают столько, что хватает на продажу и благотворительные жесты в адрес малоимущих пожилых людей.
— Главное — не мясо и молоко, а привычка к труду, хорошие эмоции и те профессиональные навыки, которые получают наши дети.
Мечта Валентина Иосифовича Гилевского — взять на себя еще и функцию детского дома. Чтобы не была так мучительна адаптация маленьких новичков к школьным условиям.
Привыкнув к школьной реальности, дети, как правило, начинают звать здешнего директора папой.
Все мы — дети своих родителей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter