Жить по средствам

ПРЕДСТАВЛЯЯ его на заседании Палаты представителей, министр финансов Андрей ХАРКОВЕЦ отметил, что в 2014 году республиканский бюджет будет бездефицитным. Согласно проекту, сумма доходов республиканского бюджета на 2014 год определена в объеме 128 трлн. 594,1 млрд. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2013-го на 19 процентов. Расходы республиканского бюджета на 2014 год прогнозируются также в сумме 128 трлн. 594,1 млрд. (с ростом на 15,2 процента). Доходы консолидированного бюджета Беларуси на 2014 год запланированы в размере 205 трлн. 984,7 млрд. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2013-го на 7,9 процента, расходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне также 205 трлн. 984,7 млрд. рублей (рост на 6 процентов).

Депутаты вчера приняли в первом чтении законопроект «О республиканском бюджете на 2014 год»

ПРЕДСТАВЛЯЯ его на заседании Палаты представителей, министр финансов Андрей ХАРКОВЕЦ отметил, что в 2014 году республиканский бюджет будет бездефицитным. Согласно проекту, сумма доходов республиканского бюджета на 2014 год определена в объеме 128 трлн. 594,1 млрд. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2013-го на 19 процентов. Расходы республиканского бюджета на 2014 год прогнозируются также в сумме 128 трлн. 594,1 млрд. (с ростом на 15,2 процента). Доходы консолидированного бюджета Беларуси на 2014 год запланированы в размере 205 трлн. 984,7 млрд. рублей, или с ростом к ожидаемому исполнению 2013-го на 7,9 процента, расходы консолидированного бюджета прогнозируются на уровне также 205 трлн. 984,7 млрд. рублей (рост на 6 процентов).

Сохранится социальная направленность бюджета. Значительную его часть составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных социальных стандартов. Бюджетное финансирование позволит обеспечить стабильное функционирование образования и здравоохранения.

В бюджете сохраняется значительная поддержка населения по услугам ЖКХ и транспорта. В 2014 году планируется направить на субсидирование жилищно-коммунальных услуг средства местных бюджетов в объеме более 9 трлн. рублей. Это около 8 процентов их общих расходов.

Планируется, что к концу года за счет средств населения будет покрываться не менее 25 процентов затрат на оказание жилищно-коммунальных услуг. Сегодня это чуть более 20. По словам Андрея Харковца, с будущего года внедряется новый механизм субсидирования жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению. Общий порядок будет утвержден Правительством и облисполкомами. Субсидироваться будут оказанные населению жилищно-коммунальные услуги исходя из установленных нормативов, а также их натуральных объемов. При этом предусматривается, что сэкономленные организациями ЖКХ средства останутся в их распоряжении. «Это должно стать существенным стимулом улучшения работы организаций отрасли», — считает министр.

При планировании расходов на транспорт сохраняются подходы по поэтапному повышению тарифов для населения. В этих условиях субсидии организациям транспорта на возмещение части затрат по перевозке пассажиров сократятся в 2014 году примерно на 0,5 трлн. рублей. Более 800 млрд. средств местных бюджетов планируется направить на приобретение подвижного состава пассажирского транспорта, что позволит обновить транспортный парк более чем на 400 единиц техники.

Бюджетным финансированием будет обеспечено предоставление льготного проезда отдельным категориям граждан, в том числе пенсионерам, путем предоставления им сезонной 50-процентной скидки стоимости проезда в пригородном сообщении на всех видах транспорта с 1 мая по 30 сентября. На эти цели бюджет предусматривает необходимые ассигнования.

На фоне общего снижения возможностей финансирования бюджетных инвестиций рост расходов на дорожное хозяйство планируется обеспечить прежде всего за счет ввода госпошлины на выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Дополнительные поступления от ее введения составят 1,6 трлн. рублей. Их предлагается распределять между республиканским и местными бюджетами в соотношении 50/50 и направлять целевым порядком на ремонт, реконструкцию и строительство республиканских и местных автомобильных дорог, а также улиц, которые являются их продолжением. Распределение государственной пошлины между бюджетами областей и Минска предлагается производить в соответствии с нормативами, которые будут устанавливаться Советом Министров. В качестве критериев для определения нормативов могут быть использованы протяженность дорог и их категоричность. Право распределения средств внутри региона предоставляется областным Советам депутатов.

«Плательщиками госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении предлагается признать всех собственников — и физлиц, и юрлиц. С учетом характера предлагаемого платежа (возмещение ущерба дорожной инфраструктуре) льготы по уплате пошлины будут минимальными и предусмотрены в отношении специального транспорта, предназначенного для использования инвалидами, специальных транспортных средств МЧС, «скорой помощи», общественного транспорта», — отметил министр финансов. В целом же ставки госпошлины предлагается установить в базовых величинах с дифференциацией в зависимости от вида транспортного средства, а также в зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства. «Это позволит взимать пошлину в большем размере с тех транспортных средств, которые наносят больший ущерб дорожной инфраструктуре», — пояснил министр. Ввести госпошлину планируется с 1 января 2014 года.

«В будущем году нам предстоит осуществить ряд платежей и обязательств, к которым относятся погашение государственного долга — 2,6 миллиарда долларов, ресурсная поддержка кредитования жилья — 6 триллионов рублей, внесение средств в уставные фонды отдельных организаций — 2,4 триллиона рублей, исполнение гарантий Правительства по ранее выданным кредитам — 1,3 триллиона рублей. В целом отток ресурсов на эти цели составит 3,5 миллиарда долларов в эквиваленте», — отметил министр финансов. «Правительство располагает ресурсами для осуществления этих платежей, — подчеркнул Андрей Харковец. — Тем не менее мы считаем критически важным частично рефинансировать эти обязательства путем новых заимствований на внутреннем и внешних финансовых рынках. Для погашения государственного долга планируются внешние и внутренние заимствования в сумме до 2 миллиардов долларов». Для безусловного выполнения валютных обязательств Правительства по погашению и обслуживанию госдолга также будут задействованы аккумулированные средства финансового кредита АКФ ЕврАзЭС и некоторые иные ресурсы, добавил он.

Для исполнения иных платежей потребуется использовать ранее накопленные средства бюджета. «В качестве компенсации оттока этих средств в работе будут находиться вопросы по реализации государственного имущества, с учетом целесообразности принятия таких решений и справедливой оценки стоимости государственных активов», — отметил Андрей Харковец. Реализация предложенного Правительством сценария выполнения обязательств не приводит к росту внешнего государственного долга, что в полной мере отвечает поручению главы государства по снижению долговой зависимости. «Хотя надо иметь в виду, что прирост долгов будет продолжаться по связанным инвестиционным кредитам от Китая и России прежде всего. Здесь имеется в виду реализация инвестпроектов в энергетике, включая атомную станцию, проекты по деревообработке и ряд иных проектов», — уточнил министр финансов.

Касаясь основных параметров государственного долгового портфеля, министр отметил, что срок до погашения полученных кредитов и обязательств составляет 5 лет, средняя стоимость заимствований — 3,8 процента. «В будущем году эти параметры не претерпевают неких серьезных изменений», — подчеркнул Андрей Харковец.

В будущем году планируется ввести в эксплуатацию 2,5 млн. кв. м жилья с господдержкой для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и 0,4 млн. кв. м социального и арендного жилья. В целом объем средств на жилищное строительство составит более 26 трлн. рублей, включая инфраструктуру (рост по сравнению с 2013 годом на 16 процентов). «Средства бюджета, которые будут направлены на строительство социального и арендного жилья, составят 3,3 триллиона рублей, — уточнил министр. — Прирост средств на строительство арендного жилья составит 60 процентов к текущему году. Такое жилье даст возможность нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам до приобретения собственного жилого помещения иметь жилье с платой за пользование им по умеренным ценам, которые будут ниже рыночных».

На развитие инфраструктуры законопроектом предусмотрено 5,9 трлн. рублей с ростом на 4 процента к 2013 году. Этот объем средств, по словам Андрея Харковца, позволит обеспечить необходимой инфраструктурой вводимые в эксплуатацию жилые дома. Кроме того, в бюджете предусмотрено почти 4 трлн. рублей на компенсацию потерь банкам, финансовую помощь в погашении кредитов многодетным и молодым семьям, а также на погашение кредитов на инфраструктуру, которые были ранее получены бюджетами.

«Строительство жилья с господдержкой будет осуществляться за счет льготных кредитов банков (13,5 триллиона рублей), — отметил глава Минфина. — Это позволит улучшить жилищные условия более 5,5 тысячи многодетных семей, около 1 тысячи семей, проживающих в общежитиях более 10 лет, почти 2 тысячам специалистов и работников сельхозорганизаций и организаций, связанных с социально-культурной сферой, и некоторых других категорий».

БЕЛТА

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter