Поклонники таланта режиссера Игоря Добролюбова готовятся отметить 90-летие со дня его рождения

Жить набело

Имя режиссера, сценариста, актера и педагога народного артиста Беларуси Игоря Добролюбова вписано в историю белорусского кино золотыми буквами. В его разноплановых картинах «Иван Макарович», «Расписание на послезавтра», «Белые росы», «Мама, я жив!», «Осенние сны», «Плач перепелки» и многих других отразились темы патриотизма, духовного поиска, сострадания к ближнему. 22 октября исполнится 90 лет со дня рождения мастера.

Из Сибири — в Минск

В его фильмах новыми гранями таланта засверкали лучшие актеры нашего времени: Георгий Жженов, Лев Дуров, Николай Еременко — старший, Всеволод Санаев, Олег Даль, Николай Караченцов, Маргарита Терехова, Галина Польских, Галина Макарова, Александра Климова, Светлана Тома, Геннадий Гарбук, Стефания Станюта (снялась в трех картинах Добролюбова) и многие другие. Однако путь в кино для него самого был непростым.

Родился Игорь Добролюбов в 1933 году в Новосибирске. Окончил факультет журналистики БГУ и режиссерский факультет ВГИКа. Признавался, что театром и кино увлекался с детства. В юности считал, что человек искусства должен быть всесторонне развит, поэтому, помимо всего прочего, активно занимался спортом, в частности баскетболом и водным поло, стал мастером спорта по легкой атлетике.

Актер Николай Караченцов и режиссер Игорь Добролюбов понимали друг друга с полуслова.

Ученик Ромма

После учебы в БГУ Добролюбов получил приглашение поработать актером в ТЮЗе: дело в том, что в университете был яркий студенческий театр, который многим открыл путь в искусство. За два года работы в театре он сыграл много различных ролей, снимался в эпизодах на киностудии «Беларусьфильм».

Однако самым главным в своей творческой биографии Добролюбов считал поступление во ВГИК на отделение режиссуры в мастерскую народного артиста СССР Михаила Ильича Ромма. «У него учился, у него проходил практику на съемках фильма «Девять дней одного года», — вспоминал Игорь Михайлович. Кстати, Добролюбова, как и его однокурсников Андрея Кончаловского и Андрея Смирного, можно увидеть в эпизодических ролях в этом легендарном фильме.

С 1963-го он начал работать режиссером киностудии «Беларусьфильм».

Игорь Добролюбов любил цитировать своего учителя Михаила Ромма: «Ребята, никогда не называйте себя художниками. Это неприлично. Пусть художниками вас назовут другие». После он с восторгом отзывался о работах своих однокурсников — «Белорусском вокзале» Андрея Смирнова и «Старых стенах» Виктора Трегубовича.

Актеры Стефания Станюта и Станислав Садальский пронзительно сыграли в «Белых росах» мать и сына.

Современники на экране

В большинстве своих картин Добролюбов обращался к духовным проблемам современников. Его дипломной работой стал фильм «Мост», снятый в 1962-м, — экранизация одноименного рассказа Николая Чуковского. Вторая картина — «Иду искать» — повествует о сложной судьбе ученого-ракетчика Андрея Гусарова, который проходит трудный путь в науке в 1930–1950-е годы, до времени успешного запуска первого советского искусственного спутника Земли. В образе ученого предстал Георгий Жженов. Также в фильме снялся Лев Дуров, а актеры Ирина Бразговка и Владимир Носик в нем дебютировали.

В ленте «Потому что люблю», где одну из ролей исполнил легендарный Николай Рыбников, главными героями стали летчики-полярники, в «Улице без конца» — строители города белорусских нефтяников Новополоцка, в «Расписании на послезавтра» — талантливые ученики и вдохновенные учителя физико-математической школы.

Память о войне

Добролюбов постоянно возвращался к теме войны. К ней у режиссера, как и у Михаила Пташука, Виктора Турова, было особое отношение.

Признание к Игорю Михайловичу пришло с фильмом «Иван Макарович». Сценарист Валерий Савченко до этого работал над лентой «Два Федора» с Василием Шукшиным в главной роли. За картину «Иван Макарович» на XXII Международном кинофестивале детских фильмов в Венеции Добролюбову был присужден Гран-при «Серебряная Минерва».

Режиссер был твердо убежден, что герой на экране должен нести жизнеутверждающее начало. Такими стали Алесь Казанок в картине «Братушка» (эта советско-болгарская лента получила сразу несколько наград на международном кинофестивале в Варне), Оля Русанова в «Улице без конца», Андрей Андреевич в «Расписании на послезавтра», Василий Корж в фильме «Третьего не дано». К слову, замысел ленты, посвященной Герою Советского Сою­за Василию Коржу, режиссер вынашивал долго, сценарий несколько раз переписывался.

По секрету всему свету

Многие темы режиссер черпал из жизни. «Расписание на послезавтра» — фильм о необыкновенной школе, но она существовала на самом деле: физико-математическая, созданная академиком Лаврентьевым в Академгородке при Новосибирском университете. Про нее тогда писали во всех газетах.

Неоспорим вклад Игоря Михайловича и в детское кино: «По секрету всему свету», «Удивительные приключения Дениса Кораблева» по рассказам Виктора Драгунского. Песни из этих фильмов, написанные композитором Владимиром Шаинским и поэтом Михаилом Таничем, стали популярными, как и заглавная песня из «Белых рос» композитора Яна Френкеля и опять-таки поэта Михаила Танича.

Феномен «Белых рос»

Фильм «Белые росы», снятый Игорем Добролюбовым по сценарию Алексея Дударева, вышел на экраны в 1984 году и возымел оглушительный успех: его посмотрели свыше 36 миллионов зрителей!

Картина рождалась в любви и атмосфере сотворчества. Актеры, увлеченные материалом, много импровизировали и привносили в работу немало находок. Алексей Дударев, ушедший от нас в феврале этого года, признавался, что такая популярность картины — загадка для него самого: «Разгадка в том, что в фамилии режиссера, снявшего эту ленту, есть два важных слова — «добро» и «любовь».

«Белые росы» растащили на цитаты, многие философские сентенции персонажей ушли в народ. Когда герой Николая Караченцова спрашивал отца: «Скажи мне, бать, как прожить, чтобы не притомиться?» — тот после полушутливого ответа: «Пить меньше надо», — находил для сына и другую формулу: «Живи как человек — набело. И все».

В легендарных братьев Ходасов недавно перевоплотились актеры Нового театра и студенты академии искусств.
Фото Алексея Вязмитинова

Сны об осени

Позже в творческой судьбе режиссера появились фильмы «Мама, я жив», «Осенние сны», телевизионный фильм по роману Ивана Чигринова «Плач перепелки». Сценарий своей последней картины «Эпилог» Добролюбов написал в соавторстве с писателем Иваном Шамякиным. Также режиссер оставил после себя замечательную книгу мемуаров «Осколки памяти», которая вышла в 2006-м, был удостоен приза Белорусского союза кинематографистов «За преданность искусству».

Игорь Михайлович умер на 77-м году жизни 19 июля 2010 года. Похоронен он на Восточном (Московском) кладбище в Минске.

В ТЕМУ

Недавно в одном из минских кинотеатров актеры Нового драматического театра и режиссер Елизавета Машкович с большим успехом провели театрализованную читку киносценария Алексея Дударева «Белые росы». Разумеется, не обошлось и без кадров из знаменитого шедевра Добролюбова.

НЕ ПРОПУСТИТЕ

21 и 22 октября телеканал «Беларусь 3» покажет фильмы Игоря Добролюбова «Иван Макарович» и «Белые росы».

pepel@sb.by

Фото из архива «СБ».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter