Генеральный директор авиакомпании «Белавиа» Игорь Чергинец — об обновлении воздушного флота, восстановлении объема перевозок и планах на летний сезон

Жить, летать и развиваться

На днях воздушный флот авиакомпании «Белавиа» пополнится самолетом нового типа. Ожидается, что самый современный Boeing 737–8 приземлится в Национальном аэропорту Минск 8 апреля. Команда специалистов авиакомпании, состоящая из пилотов, инженеров, бортпроводника, вылетела в США, где в эти дни на заводе-изготовителе в Сиэтле проводится приемка авиалайнера. В преддверии события наш корреспондент поговорила с генеральным директором «Белавиа» Игорем Чергинцом об обновлении авиапарка, видах на восстановление объема перевозок после пандемии и планах перевозчика на летний сезон.

Флот молодеет на глазах

— Игорь Николаевич, еще и месяца не прошло, как парк авиакомпании пополнил второй Embraer 195-E2, первый, как известно, прибыл в Минск в минувшем декабре. Сейчас готовитесь принимать Boeing 737–8. Чем обусловлены столь быстрые темпы обновления авиапарка? 

— В этом году планируем вывести из эксплуатации пять самолетов Boeing 737. Три Boeing 737—300 летают с 2008 года, еще два Boeing 737—500 — c 2003-го. 

Но дело даже не в их возрасте. Есть такое понятие — летная годность самолетов. Лайнеру может быть 20—25 лет, но авиакомпания гарантирует его надежность и безопасность. С другой стороны, и двух-, трехлетний самолет можно довести до нехорошего состояния, если некачественно его обслуживать, варварски относиться. В любом случае авиакомпании выгодны более свежие самолеты. Чем новее самолет, тем меньше затрат на его обслуживание, ниже расходы на выполнение полетов. Самолеты нового поколения, к которым относится Boeing 737–8, расходуют на 16 процентов меньше топлива. Соответственно, это влияет и на цену билетов, что выгодно и пассажирам — так же, как и больший комфорт и безопасность. За счет приобретения более экономичных и эффективных самолетов мы сможем держаться на плаву, выигрывать конкуренцию. А она на рынке авиаперевозок достаточно жесткая. Иностранные компании летают в Минск, в соседние с Беларусью аэропорты. «Белавиа» подписала контракт на поставку пяти Boeing 737–8. 

Второй прибудет к лету, поставку еще трех лайнеров мы перенесли на следующий год. Если бы компания развивалась такими стремительными темпами, как в 2019 году, когда она перевезла рекордные в истории более 4 миллионов пассажиров, все 5 новых лайнеров понадобились бы уже сейчас. Но вмешалась пандемия, объемы перевозок заметно упали — за 2020-й мы перевезли около 1 700 000 пассажиров. И сейчас платить деньги за лишний самолет, который в этом году вряд ли понадобится, как-то не по-хозяйски.

— Тем не менее уже сейчас информацию о том, что средний возраст самолетов компании составляет 10 лет, которую вы озвучивали недавно, можно считать устаревшей? 

 — Да. Цифра 10 лет и 4 месяца была озвучена еще до поставки в марте нового Embraer 195-E2. Так что уже сейчас она немного изменилась. А к концу года с поставкой новых самолетов и выводом из парка старых возраст нашего флота будет одним из самых молодых в Европе. Обновление — процесс, который в устойчивой авиакомпании не заканчивается никогда.


— Использование модели Boeing 737–8 в мире временно приостанавливалось после двух происшествий — в 2018 и 2019 годах. У «Белавиа» не возникало сомнений по поводу их приобретения? 

— Нет, мы полностью уверены в их безопасности и высокой эффективности, это уже доказал производитель, показав, какие дополнительно работы были произведены, что было исправлено. После всех доработок наши пилоты, технический персонал, бортпроводники проходят дополнительное обучение. Недавно, например, наши пилоты вернулись с обучения на тренажере в Стамбуле. Приобретение нового типа самолета — событие для авиакомпании, и мы к нему готовимся особенно тщательно. 
Пилоты, которые будут летать на Boeing 737–8, — самые подготовленные, самые опытные и с самым большим налетом — можно сказать, элита компании. Точно так же тщательно мы готовимся по технической части. Наша команда инженеров улетела в США раньше всех, чтобы пройти еще один этап обучения. 
Boeing 737–8 произведено уже около 500 штук, и с конца прошлого года в мире возобновилась их эксплуатация. Сначала на американском континенте — в США, Мексике, Бразилии. Сейчас этот самолет активно эксплуатируется и в Европе. Понятно, что одномоментно изготовитель не может передать все самолеты авиакомпаниям. Идет их постепенная передача и ввод в строй. Уже, к примеру, самолеты этого типа начали летать в Казахстане, возобновляет полеты на них наш партнер — польская авиакомпания LOT.

Маршруты и направления

— На каких направлениях планируете использовать эту модель?

— Этот самолет изготовлен в двухклассовой компоновке. И его бизнес-класс отличается от так называемого европейского, когда в ряду — три кресла, центральное блокируется для удобства пассажиров, но в остальном это все тот же экономкласс: такие же кресла, такие же расстояния между ними. В Boeing 737–8 — отдельный бизнес-салон, в котором 2 кресла, проход и еще 2 кресла, которые шире, удобнее и с увеличенным расстоянием для ног между рядами. Этот среднемагистральный самолет, рассчитанный на перевозку 174 пассажиров (162 в экономклассе, 12 — в бизнес), практически не будет использоваться на чартерных направлениях, его поставим на регулярных рейсах с достаточно большим пассажиропотоком. Сегодня мы рассматриваем такой лайнер на направлениях Москва, Санкт-Петербург, Нур-Султан. Преимущество этого самолета в том, что он может немного дальше лететь в сравнении с теми самолетами, с которыми сегодня работает авиакомпания. Поэтому будем стараться ставить его и на более далекие расстояния — к примеру, Дубай, где есть и пассажиропоток, и покупатели бизнес-класса, и лететь почти 6 часов. В периоды массового спроса, когда начинаются отпуска, возможны и направления Лондон, Рим, Париж.

— Игорь Николаевич, раз уж вспомнили про приятное — отпускной сезон, расскажите, куда смогут улететь нынешним летом жители нашей страны?

— Прогнозы делать, как известно, дело неблагодарное, особенно в нынешних условиях, когда слишком много неизвестных и не зависящих от авиакомпании моментов. Например, сейчас основной нюанс, который влияет на нашу работу, — действия иностранных правительств. Нет единообразия в мире, международные организации не смогли прийти к общему консенсусу по условиям применения каких-либо ограничений по пандемии. Все страны действуют совершенно по-разному. Сегодня пассажир может приобрести билет, чтобы улететь через неделю, а завтра в той стране поменялись условия, и его не пускают. Проходит 2 дня — еще раз поменялись условия. Безусловно, такая ситуация нервирует пассажиров, и авиакомпаниям тоже тяжело планировать свою деятельность. Считается, что авиаиндустрия восстановится к середине 2023 года. Но есть и куда более пессимистичные прогнозы — восстановление лишь к 2029 году. Хотя к летнему сезону мы, конечно, готовимся. И пока он обещает быть намного лучше, чем в 2020 году. А это значит, что мы будем летать и в Египет, и в Турцию, и в Черногорию, и в Болгарию. Появились заявления греческого правительства об открытии страны для туристов, открылась Грузия. Кипр начал пускать наших граждан. Да, говорят о возможности третьей волны коронавируса, существуют ограничения, хотя ПЦР-тест уже не пугает туристов. 

Надежда, что отпускной сезон состоится, есть. Наша чартерная программа на сегодня сформирована на 95 процентов, и мы рассчитываем выполнить ее полностью. 
— Совсем недавно «Белавиа» отметила 25-летие, с которым вас поздравил Президент. Даже за этот небольшой срок существования компания добилась успехов, войдя несколько лет назад в топ самых пунктуальных авиакомпаний мира. Какими видите ее дальнейшие перспективы развития?

— В первую очередь мы должны восстановиться до уровня показателей эталонного для нас 2019 года. Будем обновлять авиапарк, выходить на новые рынки, повышать качество услуг, чтобы оправдывать доверие наших клиентов. Как бы ни было тяжело, их интересы не должны ущемляться. Когда началась пандемия, все авиакомпании оказались в одинаковой ситуации — закрытие границ, отмены рейсов, финансовые потери… И большинство предложили своим пассажирам не возврат стоимости билетов, а различные виды ваучеров, купонов, обеспечивающих полеты когда-нибудь в будущем. Мы возвращаем живые деньги. Да, порой с задержками, но это объясняется огромной численностью пассажиров, вынужденных перенести полеты. Финансовые издержки наша компания взяла на себя. Чтобы выжить, у нас уже второй год действует антикризисный план по сокращению расходов. Мы сейчас никого не принимаем на работу, лишь в исключительных случаях, когда, например, человек уходит на пенсию из подразделения, где работа идет круглосуточно, а заменить его некем. Но в то же время мы не уволили ни одного человека. Урезали премии, уходили на простой, но трудовой коллектив авиакомпании сохранен. Буквально на днях стало известно, что городской суд Праги объявил о банкротстве национального перевозчика «Чешские авиалинии». Авиакомпания — пятая в Европе по возрасту, ей около 90 лет, и вот — банкротство… Мы, не требуя финансовой помощи от государства, стараемся сделать все, чтобы жить, летать и развиваться даже в не самых простых для всех авиаперевозчиков условиях. И планов останавливаться у нас нет.

khlystun@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter