Жить - это прощать и восторгаться

В полуторамиллионном Минске катастрофически мало художественных галерей и салонов, не говоря уже о музеях изобразительного искусства и выставочных залах.
В полуторамиллионном Минске катастрофически мало художественных галерей и салонов, не говоря уже о музеях изобразительного искусства и выставочных залах. Но есть "дом художников" и их мастерские на улице Сурганова, 42 - 44: комфортабельные, 50 - 100-метровые ателье, построенные, как утверждает молва, по личному распоряжению Машерова. Очень часто они и заменяют недостаток художественных экспозиций в столице. По крайней мере, наш МИД давно проторил туда дорогу и приводит своих высоких гостей в рамках культурной программы в гости к белорусским художникам. Недавно мастерскую народного художника Беларуси Леонида Щемелева посетил мэр города Инсбрука (Австрия) доктор Хервиг ван Стаа, прибывший в Минск в составе делегации на международную конференцию по местному самоуправлению, проходившую в нашем городе. Человек, попавший в мастерскую к Щемелеву впервые, испытывает иногда, кроме восторга, робость и неуверенность - лично я наблюдала это неоднократно. Стены, плотно увешанные десятками работ, антресоли, где их вообще залежи (Леонид Дмитриевич всегда славился творческой плодовитостью и работоспособностью), - все это немного ошарашивает масштабом, количеством искусства, так сказать, на квадратный метр. Да, это не привычный музейный интерьер, где для каждой картины сто раз выверено место и оставлен "воздух" для глаза зрителя. Мастерская - это плодородное месторождение: концентрация вдохновения здесь выше обычной нормы в сотни раз. Оно может иного даже придавить, расплющить - люди поначалу теряются от выразительного, мощного колорита, сочной цветомузыки щемелевских картин. Тем более что быть на такой высокой волне восторга перед жизнью удается не всякому, далеко не всякому человеку. Но г-н Стаа окунулся в эти эмоции как в родную стихию, моментально выдав себя как ценителя живописи. Между высоким чиновником и знаменитым художником быстро образовалось поле взаимопонимания. Д-р Хервиг ван Стаа, не насытившись увиденным, попросил показать ему и ранние работы и внимательнейшим образом пересмотрел еще два альбома репродукций Леонида Щемелева, комментируя чуть ли не каждую страницу с таким чувством, что не приходилось пользоваться услугами переводчика - и так было ясно, что человеку картины доставляют удовольствие, какое они могут доставлять только настоящему знатоку.

Мэр Инсбрука не в первый раз приезжает в Минск. И, рассматривая картины Щемелева, он иногда точно угадывал названия церквей, храмов, мостов. Знаком он также и с работами некоторых белорусских художников, выставлявшихся в Европе, - с гобеленами Александра Кищенко ("Супер! Такие размеры я видел только в Мексике"), с полотнами Зои Литвиновой ("Сильная рука... Скажите, она не ваша ученица?") и Сергея Кирющенко ("Очень современно. Жаль, что качество красок подводит - полотна жухнут"). В общем, беседа в мастерской двух незнакомых еще час назад людей была яркой иллюстрацией к политической формуле: через искусство - навстречу друг другу. Узнав, что в Германии (г. Хертен) в эти дни проходит выставка работ Леонида Щемелева, которую недавно посетила жена канцлера Германии г-жа Шредер и даже купила две работы белорусского художника, д-р Хервиг ван Стаа предложил обсудить возможность проведения подобного вернисажа и в Инсбруке. А потом у собеседников вообще родилась грандиозная идея: заказать художнику к 60-летию начала Великой Отечественной войны картину "Искупление". Пожалуй, лучшей кандидатуры, чем народный художник Леонид Щемелев, прошедший войну с первого до последнего дня, для исполнения этого проекта найти трудно. Но дело, конечно, не только в биографии и даже не в мастерстве старейшего белорусского художника, но и в мировоззрении, мироощущении этого человека, который умеет жить - а это значит любить, прощать и восторгаться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter