Жить бы по совести...

Мама Ульяна Ивановна так и не узнала, что любимый муж и отец ее пятерых детей погиб в молодечненском концлагере для советских военнопленных № 342.

МЫ встретились вечером на вокзале. Нина Павловна Дюрягина ждала поезд на Челябинск. Домой в Россию она везла… горстку молодечненской земли. Чтобы положить ее на могилу матери.

Мама Ульяна Ивановна так и не узнала, что любимый муж и отец ее пятерых детей погиб в молодечненском концлагере для советских военнопленных № 342.

О своем отце Павле Яковлевиче Першине из села Макушино в Курганской области самая младшенькая в семье — Нина — знала только то, что он пропал без вести во время войны. Ведь когда началась Великая Отечественная, девочке не было и года. Правду о судьбе отца Нина Павловна искала долгие шестьдесят с лишним лет. И вот, наконец, нашла. Приехать в Молодечно, где нашел последний приют родной человек, получилось только три года спустя. Гостья из России побывала на мемориальном комплексе «Шталаг-342», увидела мемориальную доску, на которой выгравировано имя ее отца, — и расплакалась… С белорусской землей ее связало общее горе.

Размышляя об этой встрече на вокзале и нашем разговоре с Ниной Павловной, поневоле вспомнила российскую «газовую войну», открытую враждебность некоторых российских СМИ и тот сарказм, которые выплеснули по поводу нашего общего военного прошлого: мол, воевать воевали, а по счетам платите. Горько стало и обидно. Ведь и мою собственную семью с российской землей навеки породнило горе: в братской могиле в Калининграде покоится мой дед — он совсем немного не дожил до Победы…

Как бы кому-то ни хотелось сегодня свести наши отношения в сугубо экономическую плоскость — хотя, убеждена, это всего лишь прикрытие для совсем иных целей, — нас, народы не только Беларуси и России, но и других стран бывшего СССР, связывает нечто большее: «у памяти нет границ»! Эти слова запали в душу, я недавно услышала их от Лидии Князевой, руководителя клуба «Поиск» (о нем «БН» подробно рассказывала в нынешнем году) молодечненской средней школы № 5. Это благодаря Лидии Борисовне и ее воспитанникам, их кропотливой работе по восстановлению имен бывших узников фашистского концлагеря в Молодечно Нина Дюрягина, как и сотни других наших современников, смогла узнать о судьбе своего отца, попавшего в фашистский плен и погибшего в октябре 1942 года, и побывать на его братской могиле. За эти годы из небытия удалось вернуть более 800 имен.

В адрес клуба «Поиск» приходит много благодарностей из России, Казахстана, Кыргызстана… Более того, двери дома Лидии Борисовны всегда открыты для тех, кто хочет побывать у стен молодечненского мемориала, чтобы почтить память близких. Таких, как Князева, называют по-разному: энтузиасты, подвижники. А я бы сказала — те, кто живет не по долгу службы, а по совести. Это качество в современном мире, где огнестрельное оружие решает уже далеко не все, где невидимые войны не столь кровопролитны, становится, к сожалению, все более редким. Но, перефразируя известного классика, именно совестью, как мне кажется, наш мир и спасется.

Наталья СЧАСТНАЯ, «БН»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter