Каковы первые итоги перемен в системе ЖКХ?

Жировка прямого действия

Эксперимент, реформирование, пробный шар. Перемены в системе ЖКХ можно называть по-разному, сути это не меняет. Она в том, чтобы избавить систему от не свойственных ей функций и обязанностей. И первые итоги уже есть. Два столичных ЖРЭО разобрались с непрофильными активами и разделили функции подрядчика и заказчика. Простой потребитель увидел честную квитанцию об оплате коммунальных услуг. Пока что только в Минске. Сам эксперимент куда шире. Следующий знаковый шаг — внедрение безналичных жилищных субсидий и создание единой базы в ЕРИП. Новации намечены на весну.  

Об этом и многом другом мы говорили на круглом столе с первым заместителем министра жилищно-коммунального хозяйства Олегом ПОСКРОБКО, генеральным директором ГО «Минское городское жилищное хозяйство» Виталием СМИРНОВЫМ и главным специалистом управления развития главного управления единого расчетного и информационного пространства Национального банка, куратором проекта АИС «Расчет-ЖКУ» Александром СЕЛЕЗНЕВЫМ. 

Олег ПОСКРОБКО
Виталий СМИРНОВ
Александр СЕЛЕЗНЕВ

Единый оператор по утилизации мусора в Минске не появился


«Р»: Олег Григорьевич, как в Минжилкомхозе оценивают первые результаты масштабного эксперимента в Минске? 

Олег ПОСКРОБКО: Эксперимент на базе двух ЖРЭО в Минске на самом деле довольно смелый. Но он был нужен. Оценивая первые результаты, можно говорить как об экономическом эффекте (экономии денежных средств), так и разделении функций заказчика и подрядчика: фактически уходе от той системы, когда ЖРЭО  выступал заказчиком жилищно-коммунальной услуги и ее исполнителем. Сегодня в Минске потребитель должен знать, что заказчик – это их полномочный представитель, который выполняет функции организации оказания жилищно-коммунальных услуг и контроля за их качеством. Далее, были приняты указы № 535 и № 536, которые, по сути, разрешают практически все проблемные вопросы.

Сегодня для потребителя начисление платы за услуги стало более прозрачным. Так, раньше в составе услуги «техобслуживание» было много работ, которые в ней растворялись, а теперь каждый может увидеть, за что и сколько он платит. 

Правда, эксперимент в Минске не совсем показательный. Здесь иные подходы, возможности. В райцентре, например, будет сложнее внедрить службу одного заказчика. Хотя и сегодня каждый облисполком имеет право ее создать. Эта возможность прописана в Законе Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении».

«Р»: Интересно, появилась ли конкуренция, о которой так много говорили? 

Олег ПОСКРОБКО: Частники с опаской идут в сферу оказания жилищно-коммунальных услуг, в частности на обслуживание жилфонда. Потому что помнят, как должны были заниматься и инженерными конструкциями, уборкой придомовой территории. Подрядчик вынужден был браться за все и не всегда справлялся с объемами. Сейчас из техобслуживания исключили услуги, на которые человек может влиять сам. Что я имею в виду? Человек может экономить электроэнергию, используя энергосберегающие лампочки, датчики движения. Может влиять на содержание мест общего пользования – контролировать уборку, не сорить, сам убирать, тем самым уменьшая сумму в квитанции об оплате. 


Фото Виталия ГИЛЯ

В техобслуживании остались исключительно технические мероприятия, влияющие на содержание конструкций и инженерных систем здания. Для подрядчика это будет понятнее и привлекательнее, технические мероприятия и санитарное содержание разведены, и в каждую из этих сфер может прийти частник.

Виталий СМИРНОВ: Конкуренция в городе есть. Взять хотя бы услугу по обращению с отходами. Сегодня ее в городе оказывают 10 организаций. Правда, торги по выбору единого оператора так и не состоялись: их объявляли 7 раз, но ни один конкурс  так и не завершился. Зато государственные службы зашевелились, чувствуя дыхание конкурентов в затылок,  а частный бизнес благодарит за возможность поучаствовать в тендерах. 

Эксперимент признан успешным: экономия — 110 миллиардов рублей 


«Р»: Подписания указа о реформировании ЖКХ все ждали еще в прошлом году. Но утверждение документа по разным причинам откладывалось… С чем это было связано?   

Олег ПОСКРОБКО: Итогом деятельности рабочей группы по проблемным вопросам в ЖКХ стал комплексный документ, который содержал очень много информации и был тяжелым для восприятия. Поэтому приняли решение разложить его на несколько  указов по направлениям: по предоставлению услуг, по финансированию, по товариществам собственников, по теплоснабжению, по оптимизации схем теплоснабжения. Это указы № 535 и № 536, сегодня рассматриваются нормативные акты по вопросам  благоустройства и содержания земель, а также по структуре управления. Сложнее всего формировался указ по структуре ЖКХ. Он трансформирует отрасль в три уровня – республиканский, областной и районный в Минске. 

Фото Юрия МОЗОЛЕВСКОГО

«Р»: Интересно, какую сумму бюджетных средств удалось сэкономить в Минске за 2015-й? Значит ли это, что эксперимент признан успешным? И сколько он еще будет продолжаться в формате города? 

Виталий СМИРНОВ: Да, эксперимент признан успешным. За прошлый год бюджет сэкономил на коммунальной сфере почти 110 миллиардов рублей. Но нужно понимать, что эту сумму сохранили в системе всего города, а не в двух отдельно взятых экспериментальных ЖРЭО. Ведь мы создали Единую диспетчерскую службу, в которую вошли 240 человек из 339, единый расчетно-справочный центр. В этом году планируем сэкономить 20—30 процентов, если все будет работать, как запланировано. Что касается сроков, то их обозначить сложно: весь город в эксперимент включился лишь осенью прошлого года. 

«Р»: Ваше мнение: единые службы оправдали себя? Люди жалуются, что по номеру 115 очень сложно дозвониться, особенно в обед и вечером… 

Виталий СМИРНОВ: По единому номеру не дозванивается 4% абонентов, хотя раньше было 12. Вопросы, разумеется, есть. Приведу пример. В доме пропал свет. Раньше жилец звонил в свой ЖЭС, звонили туда и все его соседи. Сейчас они набирают номер 115 и разговаривают со всеми 48 операторами. Звонят, получается, по одному вопросу, а занимают все линии. 

Проблему решаем. Сейчас разрабатывается мобильное приложение, с помощью которого минчане, по желанию, будут получать на смартфон мгновенные уведомления об отключении горячей воды, теплоснабжения, электричества. Узнают люди и другую информацию из сферы ЖКХ Минска. Приложение планируем запустить к 1 июля. Пока думаем о создании конференц-связи, чтобы все звонки по одному вопросу поступали к одному оператору.

О тарифах на лифт и уборке подъездов жильцами 


«Р»: В какой пропорции оплачивают жилищно-коммунальные услуги жильцы и государство на данный момент? 

Виталий СМИРНОВ: Смотря о какой услуге мы говорим. Вывоз мусора потребитель оплачивает на 100 процентов, техническое обслуживание — на 86, воду и канализацию — почти на 82%, самая дорогая услуга — отопление, ее человек оплачивает всего на 13 процентов. 

Фото Артура ПРУПАСА

«Р»: С 1 января этого года за лифт мы будем платить по двум тарифам — за его техническое обслуживание и за электроэнергию, которую использует лифт. Решение вызвало немалый резонанс. Самый спорный вопрос: касается ли это новшество жильцов первых этажей. Какое окончательное решение принято в Минжилкомхозе?

Олег ПОСКРОБКО: Когда мы «привязывали» сумму за техобслуживание лифта к количеству зарегистрированных в квартире, также возникали вопросы. Уехал человек в командировку на полгода, коммунальные услуги не оплачивает, но лифт ведь все это время работает. И должен работать, даже если человек в доме не живет. Поэтому, изучив опыт соседних стран, прикрепили техобслуживание к квадратному метру. Чтобы человек, независимо от места пребывания, имел техническую возможность в любое время, 24 часа в сутки, 365 дней в году подняться на свой этаж. А вот за движение лифта будет платить каждый зарегистрированный в квартире – сколько наездил, столько и заплатил. Платежи за пользование лифтом начисляются только со второй посадочной площадки (постановление №571). Жильцы квартир на первых этажах за лифт не платят. И поправок в этой части пока никаких не будет. 

«Р»: Давайте поговорим об уборке подъездов. Из предложений, которые мы слышим от минских коммунальщиков, не очень понятно, почему это должны делать сами жильцы. Неужели в ЖЭСах не хватает работников, особенно сейчас, когда даже на вакансию в 2,5 миллиона рублей выстраиваются очереди? 

Виталий СМИРНОВ: Работников хватает. Мы как убирали места общего пользования, так и убираем. Другой вопрос, что у потребителя должно быть право выбора. Не устраивает качество работы ЖЭСа, человек может сам убрать на лестничной площадке либо нанять специальную организацию. Это нормальная европейская практика. 

В 10% случаев аварийная приезжает с опозданием 


«Р»: Как известно, в этом году в Минске будет заварено почти 1000 мусоропроводов. Не назрела ли в связи с этим необходимость внести проектные изменения в типовые конструкции домов и дворовой территории?

Виталий СМИРНОВ: При проектировании новых жилых домов сейчас имеется возможность вообще не устраивать мусоропровод. Что касается эксплуатации мусоропроводов в уже построенных домах, то до 2018 года планируется их поэтапное закрытие. 

В новой квитанции по оплате жилищно-коммунальных услуг жильцы домов, оборудованных мусоропроводами, будут платить за их обслуживание на 10 тысяч рублей больше. Поэтому закрытый мусоропровод  — это реальный способ экономии денежных средств. Не говоря уже о санитарно-гигиенической составляющей вопроса… 

Фото Александра РУЖЕЧКА

«Р»: По новым договорам, заключенным с городской аварийной службой, бригада должна прибывать на место аварии в течение 30 минут (вместо прежнего норматива: в течение часа). Выдерживается ли этот график сегодня по городу? 

Виталий СМИРНОВ: В заявленные сроки не всегда получается уложиться. В сутки в среднем регистрируется 260—270 вызовов, на 27 из них аварийка прибывает с опозданием. Связано это с ростом количества обращений аварийного характера в промежуток времени с 20.00 до 24.00. 

«Р»: Сейчас решается вопрос о введении безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения жилищно-коммунальных услуг для поддержки социально уязвимых категорий граждан. Что это значит и кто может рассчитывать на такую помощь? 

Олег ПОСКРОБКО:  Это значит, что государство поддержит население. Решение по начислению субсидий будет приниматься из соотношения: оплата жк-услуг и общий доход семьи. На помощь могут рассчитывать горожане, вынужденные платить за услуги ЖКХ более 20% от общего дохода, и жители деревень, расходы на оплату ЖКУ которых составляют более 15% от их общего дохода. 

Безналичные субсидии: есть два варианта получения 


«Р»: С этой целью на базе единой общереспубликанской системы по учету, расчету и начислению платы за жилищно-коммунальные услуги (сокращенно АИС «Расчет-ЖКУ») планируют внедрить систему безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения оплаты жилищно-коммунальных услуг.  Когда начнет работать новая система? 

Александр СЕЛЕЗНЕВ: Система будет состоять из двух компонентов. Это сама АИС «Расчет-ЖКУ». И программный комплекс, который, используя информацию о доходах граждан, полученную из нескольких источников, будет рассчитывать соотношение доходов домашних хозяйств и расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. 

На ее внедрение остается не так много времени. До 1 марта она должна появиться в организациях Гродненской и Могилевской областей, до 1 апреля — в Брестской, Минской областях и Минске, до 1 мая — в Витебской и Гомельской областях. Будет непросто, но при поддержке регионов и понимании ими  важности общей цели все должно получиться. Ведь это и социальная защита наших граждан. Другой вопрос, что на отладку системы уйдет определенное время. 

Виталий СМИРНОВ: Для регионов все это будет сопряжено с определенными сложностями: ведь там до сих пор не работает принцип «одна  жировка — один платеж». В Минске мы давно уже работаем по другой программе, она у нас отточена и позволяет оплачивать жилищно-коммунальные услуги быстро и удобно для людей. Поэтому мы хоть сегодня готовы перейти на новую программу — у нас для этого все есть. Единственное, может возникнуть заминка с переобучением специалистов. Это ни много ни мало 700 человек. 

«Р»: Кто и как будет наполнять базу для начисления субсидий? 

Олег ПОСКРОБКО: Специалисты нашего министерства и других ведомств подготавливают проект Указа «О предоставлении безналичных жилищных субсидий и внесении дополнений и изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь». В ближайшее время внесем проект на рассмотрение в Совет Министров. 

Планируется, что система безналичных жилищных субсидий будет реализована двумя способами. электронным — когда в рамках взаимодействия различных государственных органов данные о совокупном доходе семьи (гражданина) представляются в электронном виде в организацию, начисляющую плату за жилищно-коммунальные услуги. В том случае  если  информация о доходах граждан имеется в полном объеме в госорганах, например пенсионеры, граждане, уплачивающие взносы в фонд соцзащиты, то субсидия им будет начисляться автоматически, без собирания каких-либо справок.  Второй способ — заявительный. Он применим к тем категориям граждан, сведения о доходах которых отсутствуют или имеются в неполном объеме. В таком случае жителям необходимо самостоятельно собрать недостающие документы и обратиться в расчетную организацию. 

Очень важный момент. Раньше безналичная субсидия начислялась на количество зарегистрированных в квартире человек. То есть если в двухкомнатной квартире в 50 квадратных метров прописано 5 человек, то субсидия начислялась на 100 метров. В новом варианте она будет начисляться на 50 «квадратов» — на фактическую площадь.  

К 1 мая все регионы страны смогут начислять  жировку  по единой системе

«Р»: Расскажите, пожалуйста, немного подробней о самой АИС «Расчет-ЖКУ». Как она сейчас работает?

Александр СЕЛЕЗНЕВ: Система зарекомендовала себя достаточно хорошо. С сентября прошлого года ее обкатали в Жодино и Воложине, в ноябре в пилотный проект включилась Гродненщина. Сейчас система применяется в 7 населенных пунктах — Жодино, Воложине, Щучине, Осиповичах, Ошмянах, Гродно, Берестовице. Это 160 тысяч лицевых счетов, или почти 5% от общего числа лицевых счетов в стране. 

Для чего нужна система? В стране более 30 программных продуктов учета, расчета и начисления платы за жилищно-коммунальные услуги. Это разные подходы к организации данного процесса. В некоторых городах оплата за услуги до сих пор рассчитывается вручную из-за отсутствия программного обеспечения. Еще момент. Некоторые предприятия, осуществляющие учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги, деньги за услуги, оплаченные населением, получают на свой счет, чтобы потом распределить по поставщикам услуг (вода, вывоз мусора, лифты и прочее). Нередки случаи, когда по различным причинам деньги, причитающиеся производителю услуг, перечисляются через 15, 20 и даже 30 дней. Отсюда предприятия — поставщики услуг вынуждены пополнять оборотные средства за счет получения кредитов. 

Поэтому и нужна была единая система, позволяющая внедрить общие подходы, снизить издержки предприятий за счет централизации работ по сопровождению программы, проводить достоверный и оперативный анализ на уровне Министерства жилищно-коммунального хозяйства, местных органов власти. 

И выгода от внедрения системы очевидна. При включении в нее размер вознаграждения за прием платежей становится единым — 1,2 процента. Для сравнения, почтовые отделения или банки взимают порой и до 5 процентов. Для предприятий ЖКХ это существенная экономия. Ведь если они подключены к АИС «Расчет-ЖКУ», за оказанные услуги деньги получат вовремя. По старой схеме деньги до них доходили, но не всегда вовремя. Многие были вынуждены брать кредиты на зарплаты. Сейчас о таких неудобствах можно забыть. Все это стало возможным благодаря прозрачности автоматизированной системы. 

«Р»: А простой потребитель увидит преимущества работы этой системы или она рассчитана лишь на организации? 

Александр СЕЛЕЗНЕВ: Увидит. Все зависит от того, в каком городе он живет. В Минске жилищно-коммунальные услуги уже давно оплачивают одним платежом. В других городах, например в Осиповичах, до недавнего времени было 11 платежей. 

Преимущества работы системы пользователь также оценит сквозь призму тех изменений, которые произойдут в работе предприятий ЖКХ. Это и оперативность поступления денег за выполненную работу, и надежность системы, и экономия средств за счет централизации ряда работ. Ну и самое главное, как мне кажется, система становится более прозрачной, честной. Разве не об этом шла речь в самом начале эксперимента?  

misnilena@sb.by

matveev@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter