Жировичи.Прикосновение к чуду

Круглый год — и в июльскую жару, и в февральскую стужу — в местечко Жировичи, расположенное неподалеку от древнего белорусского городка Слоним в Гродненской области, ежедневно едут десятки автобусов с туристами и паломниками из самой Беларуси, из стран ближнего и даже дальнего зарубежья. Туристов привлекает прежде всего уникальная архитектура местного монастыря — настоящее барокко во всей красе, возможность, не переступая границ дозволенного, познакомиться с жизнью монахов и перспектива прикоснуться к чуду — в Жировичах, как и в любой старой обители, рассказывают немало удивительных историй, в которые почему-то очень хочется верить. Паломники же прежде всего едут к чудотворной иконе Жировичской Божьей Матери, которая входит в сотню самых почитаемых святынь православного мира, а также окунуться в никогда не замерзающую купель, находящуюся недалеко от монастыря, которую питает святой целебный источник...

Уже полтысячи лет Жировичи притягивают к себе верующих, сомневающихся и атеистов. С того самого дня в далеком ХV веке, когда пастушки маршала Солтана увидели в ветвях дикой груши чудесное сияние.

Образ на камне
Во многих источниках сказано, что Жировичская икона Божьей Матери впервые была явлена людям в 1470 году. При этом ее обретение тесно связано с именем православного шляхтича Солтыса. Однако более дотошные исследователи, ссылаясь на сочинения XVIII века, утверждают, что род Солтанов получил Жировичи во владение в 1493 году. И чудо произошло не раньше чем весной 1494 года, когда Александр Солтан уже обжился в своем новом имении.
Образ увидели пастушки-мальчишки. Вернее, сначала они обратили внимание на необычное сияние, исходящее из кроны дикой груши. Источником сияния оказалась маленькая, с ладонь, овальная гранитная пластинка, на которой явно проступал нерукотворный рисунок — Матерь Божья с младенцем. Чудесный камень осторожно сняли с веток и отнесли хозяину. Солтан особого внимания на него не обратил, но икону спрятал в ларец. Вечером во время пирушки с соседями он вспомнил, что есть повод похвастаться перед гостями. Полез в ларец, но иконы там не оказалось. Назавтра все те же пастушки на той же груше вновь увидели сияние. Икона была там. Мальчишки вновь отнесли образ в дом Солтана.
Со второго раза до вельможи дошло, что чудесная икона появляется в том месте не просто так. Он поклялся на месте ее обретения построить храм. Что в скором времени и сделал. Слава о Жировичской иконе быстро разнеслась по окрестностям. В Жировичи потянулись толпы богомольцев. Местечко стало процветать: крестьяне почитали за честь поселиться на земле под небесной опекой.

Второе явление
В 1520 году в Жировичах случился великий пожар. Сгорела и деревянная церковь. Но самой страшной потерей была утрата хранившейся в храме иконы. Убитые горем мещане перерыли и перебрали руками все пепелище, но чудесного камня так и не нашли.
Через некоторое время неподалеку от места, где стояла церковь, дети увидели Богородицу, сидящую на большом валуне, окруженную небесным сиянием. Впечатленные и перепуганные, они бросились звать взрослых. Когда те прибежали, на камне никого не было. Остался только отпечаток правой женской ладони и... Жировичская икона. Целая и невредимая, она лежала как раз там, где дети увидели прекрасную женщину в ярком свете.
Камень тут же огородили, люди поклонялись ему как святыне. Находились, правда, и в то время скептики, ни во что не верующие. Из уст в уста до сих пор в Жировичах передаются легенды, которым есть и письменные свидетельства очевидцев, о том, как небо карало тех, кто посмел сомневаться и насмехаться.
В 1618 году некто Христофор Голяндер-Рамптун, приехавший из Слонима, ходил вокруг чудесного камня и говорил своей жене: возможно ли, мол, чтобы на этом самом камне сидела Пречистая, как то рассказывают люди? Говоря это, он облокотился на камень руками в перчатках как раз там, где отпечаталась ладонь Богородицы. Тут же почувствовав сильную боль, насмешник стянул перчатки и с ужасом увидел, что руки его пожелтели и усохли. Неделю мещанин лечил недуг разными способами. Когда же увидел, что лечение не дало никаких результатов, искренне раскаялся и отправился в Жировичи пешком. Там долго слезно молился у камня, прося прощения за свой грех, и в тот же день был исцелен. А вот женщина по фамилии Езерская из Волковысского уезда, пострадав, как и слонимский шутник, за ересь и глупость, раскаяться не спешила. И в скором времени умерла в страшных муках.
Внук Александра Солтана Иван решил построить вокруг камня храм. Правда, при нем строительство только началось: став к концу жизни кальвинистом, вельможа раздумал заниматься возведением православной церкви. Храм достроили в начале XVII века, и освящен он был уже как униатский. Богоявленская церковь дожила до наших дней, и в алтарной части по-прежнему стоит чудо-камень, на котором Жировичская икона была обретена во второй раз.
Дорога к небу
Архитектурный ансамбль Жировичской Свято-Успенской обители поражает. Виленское барокко и псевдоготика католических храмов Беларуси и традиционный византийский стиль православных церквей выглядят гораздо строже и скромнее. В Жировичах барокко — шикарное. Такую архитектуру увидишь скорее в Западной Украине, в монастырях и храмах униатов-базилианцев, действующих до сих пор.
Впрочем, стоит ли удивляться: церкви Жировичского монастыря именно при базилианцах и возводились.
Годом возникновения Жировичского православного монастыря считается 1587-й, когда обитель впервые упоминается в письменных документах. А уже в 1609 году монастырь становится униатским (правда, для этого потребовалось решение трибунального суда). В 1613 году настоятелем обители был назначен Иосафат Кунцевич, один из самых ярых поборников униатства. Были построены большая каменная церковь и обитель для братии. Матерь Божья Жировичская стала главной святыней новой конфессии, которая ставила целью примирить и сплотить общество Речи Посполитой, объединив православие и католичество. Современники сравнивали ее с Матерью Божьей Ченстоховской — самой почитаемой иконой католической Польши. А в 1730 году икону короновали — знак высшей признательности папского капитула.
В то время, кроме Свято-Успенской церкви (в которой хранится икона) и Богоявленской (где стоит тот самый камень), была возведена еще одна — Крестовоздвиженская. Она вся как будто устремлена в небо. Поднявшись на высокие ступени крыльца, внутри оказываешься перед еще одной крутой лестницей, ведущей прямо к алтарю. Целых двадцать восемь ступеней надо преодолеть, прежде чем окажешься на небольшом пространстве возле главной части храма. А торцовая стена за алтарем расписана... изображением все той же лестницы, ведущей вверх. Так что, когда стоишь внизу, возникает волнующая иллюзия бесконечной дороги в небеса. Когда-то в каждую из ступеней храма были заложены мощи святых. И поэтому путь к алтарю верующие преодолевали на коленях, прикладываясь к каждой ступени-раке. Теперь святыни находятся в Успенском соборе, в кресте-мощевике, на коленях в храм никто не входит, но по-прежнему всякий, кто заходит в него, устремляет глаза вверх, туда, куда ведут настоящая и воображаемая лестницы...
Под небесной опекой
После раздела в конце XVIII века Речи Посполитой белорусские земли отошли под юрисдикцию Российской империи. Вскоре униатское духовенство подписало соглашение о воссоединении с православной церковью. Жировичский монастырь был выбран местом, в котором это соглашение в 1839 году было подписано. Обитель вернула свой первоначальный конфессиональный статус, в ней первой возобновились православные богослужения.
Во время первой мировой войны покинула обитель и Жировичская святыня — церковное имущество монастыря, в том числе и икона, было вывезено в Москву и помещено в подвалы собора Василия Блаженного. В начале 20-х годов икону вернули на место. Привезли ее из Москвы с величайшей предосторожностью — в баночке в вареньем.
Жировичи Бог миловал. В первую мировую немцы устроили в монастыре казармы и много не разрушили. Во времена мракобесия воинствующего атеизма 20—30-х годов Жировичи оказались за границей, на польской территории. Во вторую мировую, когда вокруг пылали и исчезали с лица земли целые белорусские города, Жировичи спасло Провидение. В стенах Богоявленского собора фашисты расположили склад боеприпасов. Достаточно было одного авианалета или удачной атаки партизан, чтобы все взлетело на воздух. Но однажды, когда охрана отдыхала у дверей запертого склада, на крыльце непонятно откуда появилась женщина и на чистом немецком языке приказала им убираться. И тут же исчезла за дверью, на которой по-прежнему висел замок. Часовые кинулись вслед, сбили замок, однако никого в храме не нашли. Но тут один из офицеров на иконе, изображавшей Богородицу, узнал ту незнакомку... В тот же день гарнизон покинул монастырь.
Старые местные жители рассказывают, что бомбы, которые во время налетов попадали в монастырь, не разрывались. Есть также свидетельство, что в ходе наступательной операции советских войск пилот, которому было приказано разбомбить монастырь, там, где на всех картах были обозначены Жировичи, видел пустое место...
***
Бог сохранил для нас Жировичи, чтобы было в этом сумасшедшем мире еще одно место, где хоть на миг поверит в добро самый неверующий, а верующий успокоит разум и просветлеет душой. Именно таким — со спокойным разумом и просветленной душой — покидаешь эту обитель. Может, дело в маленькой каменной иконке, о которой ученые сегодня говорят, что надо нагреть камень до температуры 2400 градусов, чтобы сделать на нем аналогичное изображение. Может, в лучистых глазах и искренних улыбках экскурсоводов (в Жировичах действует духовная семинария, и проводить экскурсии — одно из послушаний будущих священников). Может, в холодной воде из святого источника, после глотка которой возвращаются силы, даже если перед этим была долгая утомительная дорога...
А может, дело в нас самих. Ведь, чтобы освободиться от суеты и условностей, нам не хватает порой лишь маленького, с детскую ладошку, чудесного камня. Или лестницы, ведущей к небу, пусть себе и наполовину нарисованной.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter