Что–то очень важное в нашей жизни началось с этого стихотворения Гумилева

Жираф под снегом

Что–то очень важное в нашей жизни началось с этого стихотворения Гумилева...

Что–то очень важное в нашей жизни началось с этого стихотворения Гумилева.


Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен

твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится

только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам

корабля,

И бег его плавен, как радостный

птичий полет.

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется

в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки

таинственных стран

Про черную деву, про страсть

молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала

тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что–нибудь,

кроме дождя.

И как я тебе расскажу

про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах

немыслимых трав...

Ты плачешь? Послушай... далеко,

на озере Чад

Изысканный бродит жираф.


Николай Гумилев,

осень 1907 года.


Это было в ноябре, когда шесть часов вечера можно отличить от полуночи лишь по обилию зажженных окон в домах. Я пришел в общежитие навестить ребят–однокурсников.


В это время на первом этаже, в красном уголке, играли трое музыкантов: скрипка, гитара и флейта. Сесть было негде, я пробрался к окну и запрыгнул на подоконник.


Когда зазвучала песня «Жираф» на стихи Николая Гумилева, стало так тихо, как никогда не бывает в студенческом общежитии. Можно было подумать, что все умерли или уехали на картошку. Но картошка к тому времени не только была нами собрана в мешки из–под кубинского сахара, но и мирно лежала в таинственных закромах Родины...


Я на секунду глянул в окно: мокрый снег быстро–быстро летел в свете фонаря. А в зале сидела девушка, которую я очень любил, в полумраке я не видел ее, но чувствовал, что она где–то здесь. И также рядом были жираф и озеро Чад.


Это безумное сочетание красного уголка, снега, девушки, музыки и жирафа снилось мне потом много лет. И всякий раз я испытывал какой–то озноб счастья, ускользая памятью в тот вечер, в ту осень...


Вернувшись домой из общежития, я перебрал альманахи «День поэзии» — вдруг в них найдется хоть одно стихотворение Николая Гумилева. Но даже имени его я нигде не встретил. Гумилев был вычеркнут из русской поэзии, сброшен в шахту забвения. И я уже сомневался: да был ли вообще такой поэт?..


С огорчения я уткнулся в книжку любимого Тура Хейердала и вдруг увидел вот эти строчки: «Вдали показалось озеро. Голубое, с холодным стальным отливом зеркало неба за кромкой ярко–зеленой поросли сочного папируса... Оно смотрелось как мираж, хотелось выскочить из машины, побежать туда, броситься в эту немыслимую голубую воду... Упоительно красивое озеро Чад...»


Недавно я прочитал книгу петербургского профессора Юрия Владимировича Зобнина «Николай Гумилев». Мне кажется, на сегодняшний день это лучшая книга о поэте. Она полна той глубины понимания, которая достигается лишь любовью. Это одновременно и филологический роман, и новаторское исследование (стихи Гумилева впервые рассматриваются в святоотеческом свете, и этот свет многое в них проясняет).


И вот что удивительно: оказывается, и для Юрия Зобнина открытие Гумилева началось с «Жирафа», и это тоже была песня, и услышал он ее примерно в то же время, что и я, — в начале 1980–х!


Нынешний школьник не поймет, в чем тут «фишка»: взрослые дяди узнали о Гумилеве только на университетской скамье и еще умиляются этому.


И ведь оправдаться сложно. Кто из ребят поверит, что найти Гумилева в сети мы не могли, потому что не существовало интернета, а стихи поэта были спрятаны в спецхранах. Что ж, во многих вещах, сегодня доступных, мы были невежами. Но зато сколько литературных и исторических открытий нас ожидало на каждом шагу — в гостях у друзей, под ночным фонарем на улице, в палатках и поездах. Разве это может сравниться с готовой информацией на экране монитора!


Как пишет Юрий Зобнин в предисловии к другой своей книге о Гумилеве: «Прекрасное это было время — начало 80–х! Мы не изучали, мы доживали «серебряный век», мы были последним поколением его слушателей... Песни пели по кругу — хулиганские и романтические — Окуджаву, Высоцкого, Визбора. В разгар одной из таких «спевок» гитару берет милая Света Якунина и, плавно перебрав струны, напевно произносит:


«Сегодня, я вижу, особенно грустен

твой взгляд...»


Дмитрий ШЕВАРОВ.


Советская Белоруссия №235 (24372). Пятница, 13 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter