Сельчане Сенненщины озабочены судьбой пустующих квартир

Жилплощадь до востребования

Старожилы деревни Новая Оболь Сенненского района и теперь помнят, как лет тридцать назад их населенный пункт запросто можно было принять за небольшой городок. Множество светящихся окон по вечерам, дымящая труба Обольского завода кормовых добавок, где трудились две сотни человек, оживленные улицы... Сегодня облик деревни иной. Большая часть площадей закрывшегося завода пустует. Населенный пункт лишился комбината бытовых услуг и общественной бани. В детском саду давно не слышно ребячьих голосов. В некоторых жилых домах пустуют целые этажи. «Если для молодежи нет условий, так сделайте жизнь комфортнее тем, кто пенсию уже заработал!» — обращаются в «СБ» сельчане, ссылаясь на опыт Быховского района, про который 16 января рассказала наша газета. Там в пустующих благоустроенных квартирах для одиноких стариков открыли «Дома совместного проживания».


Пустующее здание бывшей школы-детсада

В Новой Оболи сегодня живут около 300 человек. 80–летний Николай Богданов, бывший директор завода кормовых добавок, вспоминает:

— Мы первыми в СССР наладили выпуск лизина, который помогал увеличивать привесы крупного рогатого скота. Когда Союз развалился, дешевые добавки стали завозить из–за границы. Производство сократилось. Перед закрытием российские инвесторы хотели выкупить завод, но не срослось... Я в деревне живу по–прежнему. Дочка, учительница, ездит в Студенковскую школу, а сын в Могилев перебрался.


Николай Богданов на фоне закрывшегося предприятия

Постепенно в упадок пришла и социальная сфера деревни. Алла Лепетухина, педагог с 40–летним стажем, отвела меня в здание, где находились школа и детский сад:

— В кабинете, где я уроки вела, батареи отопления срезаны, окна разбиты. Даже ограду, стоявшую вокруг, сняли и увезли. Неудивительно, что выросшие здесь дети уезжают. Ведь устроиться, кроме ЖКХ, лесхоза и частного деревообрабатывающего предприятия, где трудятся 15 человек, некуда.

Здание школы–сада сначала передали на баланс сельхозпредприятия «Студенка». Затем — СПК «Кругляны». Кроме того, в деревне пустуют 10 благоустроенных квартир и 2 коттеджа.

Построенное когда–то для специалистов местного завода жилье перешло в ведение сенненских коммунальщиков. Они, по словам председателя Мошканского сельсовета Леонида Шаева, к собственности относятся рачительно:

— В сельсовете в очереди на жилье 27 человек. Все в основном в Мошканах. В Новой Оболи привести в порядок квартиру и заселить — не проблема. Но молодежь не едет туда, где нет работы. Из желающих был старик, который хотел перебраться из частного дома в благоустроенную квартиру. Однако с домом он расставаться не намеревался. В отличие от примера в Быховском районе пенсионер не собирался делить квадратные метры с кем–то из сверстников.


Алла Лепетухина и Леонид Шаев в пустующем здании бывшей школы-детсада

Тему использования коммунального жилфонда для нужд одиноких стариков продолжила директор территориального центра социального обслуживания населения Сенненского района Тамара Смирнова:

— В Ходцах и Богданово у нас есть отделения круглосуточного пребывания для пожилых. В них имеются 3 свободных места, куда можно определить людей из любого населенного пункта района. Мы задумывались, чтобы открыть третье отделение в Новой Оболи. Но коль существующие не заполнены, идея не получила развития. Вопрос организации в деревне сезонного «Дома совместного проживания» тоже поднимался в райсовете, однако заявления от пожилых людей к нам не поступали.

Но, судя по всему, люди, которым это необходимо, в Новой Оболи есть. После собрания, которое во время моего визита в деревню провели работники Сенненского райисполкома, к нам подошла 75–летняя Тамара Шелопухо:

— Я одна живу в частном доме, который прогнил совсем. Воду из колодца таскать трудно. Хотелось бы на старости лет в благоустроенную квартиру перебраться.

Теоретически, объяснил Леонид Шаев, возможность переехать в социальную квартиру у пенсионерки имеется. Для этого ей необходимо написать заявление в сельсовет и подтвердить, что у нее есть льготы и что ее дом непригоден для проживания.


Тамара Шелопухо хотела бы перебраться из старого прогнившего дома в благоустроенную квартиру

КОМПЕТЕНТНО

Вера Астапенко, начальник управления комитета по труду, занятости и социальной защите Витебского облисполкома:

— Опыт использования квартир разных форм собственности для улучшения жилищных условий пожилых людей у нас имеется. Главное, чтобы он был оправдан. В том числе экономически. Например, несколько лет назад в общежитии сельхозпредприятия в агрогородке Никитиха инвалидам и одиноким пенсионерам из отдаленных деревень Шумилинского района выделили 5 квартир.

МНЕНИЕ ПО ТЕМЕ

Михаил Вилюго, председатель Сенненского районного Совета депутатов:

— К корпусам Обольского завода кормовых добавок, которые регулярно выставлялись на продажу, потенциальные инвесторы, к сожалению, интереса не проявили. Часть его площадей с 2004–го занимает ЧУП «Аскодрев», где пилят и строгают древесину. В перспективе частник хочет забрать еще 2 неиспользуемых заводских помещения. Также до сих пор ищут новых хозяев закрывшаяся Алексиничская школа, где можно открыть пансионат, и бывшее здание РУП «Белтелеком» неподалеку от Сенно, которое можно приспособить под склад или производство.

svg–vt@mail.ru

Фото автора.

Советская Белоруссия № 53 (24935). Среда, 23 марта 2016

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter