Жили-были старик со старухой...

Говорят, старость - не радость.
Говорят, старость - не радость. Но и не такая беспросветная печаль, как кажется со стороны, считают супруги Дмитрий Григорьевич и Надежда Кузьминична Полещуки из лесной деревни Рогозно Брестского района. Унывать им некогда. На их большом подворье дел всегда невпроворот. Пенсионеры живут на фермерский лад. Две коровы, рабочая лошадь, свиньи и прочая живность сидеть сложа руки не дают. Зато и достатку стариков в деревне могут позавидовать многие из тех, кто намного моложе.

"Если не лениться, работать, то жить безбедно можно сегодня всем, - рассуждает 80-летняя Надежда Кузьминична. - Лишь бы войны не было". "А я ее не боюсь, - смеется, вступая в разговор, ее супруг, - потому что на войну меня уже не возьмут". Юмор деда, закончившего минувшую войну в Берлине, поймет до конца только тот, кто знает, что ему идет уже 89-й год.

Секреты активного долголетия Полещуков просты. С малолетства никогда не знали праздности, трудились. Это помогло выжить и при панской Польше, и во время военного лихолетья, и в трудные послевоенные годы. Дмитрий Григорьевич в чарку старался не заглядывать, даже на войне от причитающихся фронтовых "ста грамм" отказывался. Табак курил только в армии.

Бог не дал супругам детей, что тоже на старости лет не дает им расслабиться. В сенокос, на посадке картофеля, при заготовке дров помочь старикам практически некому, и они управляются сами. Местный колхоз "Знамя" социальной заботой о сельчанах отдаленной деревни никогда себя особо не утруждал. Традиционно здешние крестьяне больше полагались на собственную лошадку, чем на колхозный трактор, при обработке личных участков. Худо, как водится, обернулось добром. Когда недавно опутанный долгами колхоз ликвидировали, присоединив к местной птицефабрике, хозяйственный цикл на личных подворьях не оборвался благодаря деревенским владельцам коней, среди которых оказались и Полещуки.

Но как бы трудолюбивые супруги ни бодрились, с каждым годом придерживаться привычного уклада жизни им все труднее и труднее. Слегла Надежда Кузьминична в больницу - корову выдоить некому. Прихворнул в горячую страдную пору дед - сгинула нескошенная трава на покосе. Прослышали Полещуки о социальных работниках, которые помогают престарелым людям, выразили желание воспользоваться услугами. В райсобесе пошли им навстречу. В дом к пенсионерам стали приходить односельчане, исполняющие обязанности социальных работников. Но долго не выдержали. Не хватило терпения и профессионального такта. Дело в том, что старики разошлись с визитером во взглядах на само понятие "помощь". Они до сих пор считают, что оно предусматривает более широкий круг обязанностей, чем услуги типа "принести воды" или "сходить в сельмаг за хлебом".

Помощница ушла, а обида на то, что остались один на один со своими заботами в доме, осталась. Да тут еще при коммерческой телефонизации деревни стариков обошли стороной. Как участник Великой Отечественной войны в таком возрасте Дмитрий Григорьевич имеет право на бесплатную установку телефона. Увы, внедряемая сегодня в селах телефонизация "за счет граждан" такую льготу во внимание не берет.

По поводу этих личных проблем и обратились пенсионеры в редакцию "СБ". "Зачем направляли к крепким еще людям социального работника, заведомо зная, что услуги, предусмотренные его статусом, им пока ни к чему?" - поинтересовался корреспондент "СБ" в Знаменском сельсовете, на территории которого находится деревня Рогозно.

Да, совершенно иная помощь нужна пожилым трудягам Полещукам, которые сегодня, кстати, ежедневно сдают государству, считай, за бесценок по 5 литров молока. (Тогда как в некоторых колхозах от коровы не в силах надоить и двух.) Уже давно ведутся разговоры о создании при сельских Советах хозрасчетных механизированных структур, которые могли бы обслуживать дееспособных, забирать и продавать продукцию, выращенную ими. Польза была бы троекратной. Обогатился бы внутренний продовольственный рынок, местные Советы смогли бы самостоятельно формировать собственный бюджет. Не тужились бы от ручного труда старики. Но дальше разговоров на эту тему дело не движется. На местах же крестьян в годах упрекают в излишнем хозяйственном усердии и просят не путаться под ногами, обходя истинной заботой и вниманием.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter