Жилье мое. Не оплатил коммуналку — и оно уже не твое

Угроза выселения из занимаемой жилплощади выдвигается в разряд самых эффективных мер борьбы с асоциальными элементами и закоренелыми неплательщиками. Эту норму законодатели и разработчики предлагают заложить в новый Жилищный кодекс.

Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Галина Полянская и ее заместитель Владимир Михасев на пресс-конференции прямо заявили: неплательщиков уговорами не проймешь, нужны радикальные меры. Жесткую позицию, как и следовало ожидать, на ура восприняли работники жилищно-коммунального хозяйства. Ведь именно они ведут непримиримую борьбу с должниками, «штатными» и вновь появляющимися и растущими, как грибы, причем ядовитые. Задолженность в республиканском масштабе далеко перевалила за 303 миллиарда (?!) рублей. Сотни, тысячи злостных неплательщиков! И если бы это были те, кому просто-напросто не позволяют финансовые возможности. Так нет же! В черных списках как раз-таки вполне обеспеченные граждане. Пожилые люди, пенсии которых, к сожалению, пока не на том уровне, который каждому хотелось бы иметь и который могло бы обеспечить государство, куда более ответственны и законопослушны. Они составляют всего лишь 3 процента из общего количества должников жилищно-коммунальных служб.

Ситуация удручающа еще и потому, что львиную долю — точнее, 68 процентов всех расходов, берет на себя государство.

И впрямь, как уж тут не объявить войну. Мирные средства пополнения казны исчерпаны. Предлагается выселять «иждивенцев» из жилищ. Конечно, не сразу и не на улицу. Процедуры юридического характера в проекте нового Жилищного кодекса прописаны довольно четко. Если полгода ни копейки не заплатил, жди повестки в суд. Судебному разбирательству будут предшествовать убеждения и предупреждения работников ЖЭСов. Однако и люди в мантиях рубить с плеча не будут: минимум год дадут на устранение «причин и следствия» административного преследования. И лишь потом — принудительное выселение. Здесь также предусмотрены варианты. Можно поменять условия проживания — из трехкомнатной, например, квартиры переселиться в апартаменты меньших размеров и худшей комфортности, а разницу пустить на возмещение задолженности. Могут предложить иное место жительства — менее престижный район или даже из города переехать в деревню. А вот на защите прав и интересов ребенка по-прежнему будут стоять социальные работники и органы опеки. Без их согласия и ведома ни о каком изменении условий проживания несовершеннолетних детей и речи быть не может.

Правда, законодатели надеются, что выселения, тем паче принудительные, все же не приобретут массовый характер. Вот какая на сегодня статистика. Исполкомы и ЖЭСы подали в суды 622 иска. Удовлетворена лишь шестая часть: 76 человек переселены, 42 выселены без предоставления иного жилья. Более половины ответчиков еще до судебного разбирательства нашли деньги (даже по 10—15 миллионов) и расплатились, тем самым сохранив за собой законное право на дальнейшее проживание на занимаемой площади, в квартире или даже собственном коттедже.

А если уж жизненная ситуация прижала крепко, внезапно и неожиданно, то спасительным вариантом может стать обращение за адресной социальной помощью. Наличных денег там, конечно, не дадут, но жилищно-коммунальные услуги оплатят. Дальше — снова самому думать, где и в каких условиях жить, как расплачиваться за жилищно-коммунальные услуги. Чтобы, не дай Бог, не оказаться за порогом «дома своего».

Владимир СТРЕЛЬСКИЙ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter