Жил человек маленький

Кто такой человек, что Богу до него есть дело?

Кто такой человек, что Богу до него есть дело?

Архимандрит Савва Мажуко

Греческие боги прославились своей привередливостью. На божественное внимание, слабое и полусонное, могли рассчитывать лишь цари и герои, остальные жили слишком однообразно и угрюмо, да к тому же еще и с неприличной стремительностью — слишком быстро рождались и чрезмерно скоро умирали, в промежутке занимаясь всякими глупостями и редко заботясь о славе и подвигах.

Именно так эллины думали о своих богах и приносили жертвы, не рассчитывая на взаимность. Да и на что уповать маленькому человеку? Что в твоей жизни такого, чтобы боги обратили на тебя свой взор? Миллионы людей живут во всем мире, просыпаясь ежедневно, отправляясь куда-то в поисках хлеба, пропитания для семьи, защищаясь от опасности, простужаясь по дороге, ругаясь с попутчиком, обижаясь на жену, радуясь другу, отогреваясь чаем и теплой беседой, — миллионы живущих, миллиарды умерших так жили и будут жить после нас. Ничего примечательного. Остановят на улице и спросят, пытливо заглядывая в глаза: “Что вы о себе скажете значительного?” — “Да вот, сынишку забираю из школы искусств...”

Нам действительно нечего о себе сказать. Жизнь полна забот, суеты и волнений, а сядешь писать биографию — два абзаца, и то с трудом и через силу. Сделано немного, и все такое наивное, даже смешное, одним словом, незначительное. Нигде особенно и не бывал, ничего существенного и не сделал. Жил себе и жил, как трава растет, и сказать как-то нечего. Вот разве что кошек любил, и однажды видел закат на озере, пироги уважал и апельсины, а однажды свалился с дерева — почти со второго этажа; видел горы и море, держал в руках лаванду и пил воду из чудесного источника. Но, как говорит моя мама, что это по сравнению с мировой революцией?

Так вот, по поводу революции. Настоящий переворот в самосознании человека совершило Евангелие. Вдруг открылось, и открылось Самим Богом, что Ему есть до нас дело. Он вовсе не решает за наш счет какие-то метакосмические вопросы или выравнивает баланс между ангелами и бесами. Все гораздо проще — Ему интересно с нами. У Бога совершенно искренний и бескорыстный интерес к человеку. Мы — маленькие люди — важны и значительны, и не столько в своих маленьких подвигах, сколько в крохотных радостях, достижениях, успехах, но и скорбях — незначительных, не имеющих не только планетарного, но и районного масштаба.

Мы — маленькие люди, людишки, мелкие, коротенькие, незначительные, однако и Он Сам называет нас “малыми”, как старший брат кличет чумазого карапуза — “малой”, “мелкий” — с грубоватой любовью и стыдливой нежностью: “Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25:40).

Мы это прежде чувствуем, чем понимаем, может быть поэтому, впервые зайдя в храм Божий, люди начинают рыдать — сильные, успешные, решающие вопросы — не могут остановиться, ревут, как “малые”.

В присутствии Отца так сложно удержаться, так хочется снова забраться на руки, снова стать самим собой. Живет в нас, маленьких людях, большое желание взобраться к Папке на колени, обнять Его и чтобы Он больше никуда нас не отпускал. Ведь так и зовем мы Его в молитвах “Отче наш”, потому что имеем на это право — Он наш настоящий Отец, строгий, но любящий.

Как хорошо быть с Отцом. Как хорошо быть маленьким и благодарным и знать, что все Ему во мне интересно по-настоящему, не натужно, не из приличия. И если вам нравится собирать грибы, клеить кораблики, возрождать экономику страны, вязать шапочки у телевизора — вместе с вами радуется вашим маленьким радостям, плачет над вашим неизбывным горем, просто гордится вами внимательный и нежный Отец, который любит нас по-настоящему и бескорыстно, у которого так тепло и безопасно на руках.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter