Кто такой человек, что Богу до него есть дело?
Архимандрит Савва Мажуко
Греческие боги прославились своей привередливостью. На божественное внимание, слабое и полусонное, могли рассчитывать лишь цари и герои, остальные жили слишком однообразно и угрюмо, да к тому же еще и с неприличной стремительностью — слишком быстро рождались и чрезмерно скоро умирали, в промежутке занимаясь всякими глупостями и редко заботясь о славе и подвигах.
Именно так эллины думали о своих богах и приносили жертвы, не рассчитывая на взаимность. Да и на что уповать маленькому человеку? Что в твоей жизни такого, чтобы боги обратили на тебя свой взор? Миллионы людей живут во всем мире, просыпаясь ежедневно, отправляясь куда-то в поисках хлеба, пропитания для семьи, защищаясь от опасности, простужаясь по дороге, ругаясь с попутчиком, обижаясь на жену, радуясь другу, отогреваясь чаем и теплой беседой, — миллионы живущих, миллиарды умерших так жили и будут жить после нас. Ничего примечательного. Остановят на улице и спросят, пытливо заглядывая в глаза: “Что вы о себе скажете значительного?” — “Да вот, сынишку забираю из школы искусств...”
Нам действительно нечего о себе сказать. Жизнь полна забот, суеты и волнений, а сядешь писать биографию — два абзаца, и то с трудом и через силу. Сделано немного, и все такое наивное, даже смешное, одним словом, незначительное. Нигде особенно и не бывал, ничего существенного и не сделал. Жил себе и жил, как трава растет, и сказать как-то нечего. Вот разве что кошек любил, и однажды видел закат на озере, пироги уважал и апельсины, а однажды свалился с дерева — почти со второго этажа; видел горы и море, держал в руках лаванду и пил воду из чудесного источника. Но, как говорит моя мама, что это по сравнению с мировой революцией?
Так вот, по поводу революции. Настоящий переворот в самосознании человека совершило Евангелие. Вдруг открылось, и открылось Самим Богом, что Ему есть до нас дело. Он вовсе не решает за наш счет какие-то метакосмические вопросы или выравнивает баланс между ангелами и бесами. Все гораздо проще — Ему интересно с нами. У Бога совершенно искренний и бескорыстный интерес к человеку. Мы — маленькие люди — важны и значительны, и не столько в своих маленьких подвигах, сколько в крохотных радостях, достижениях, успехах, но и скорбях — незначительных, не имеющих не только планетарного, но и районного масштаба.
Мы — маленькие люди, людишки, мелкие, коротенькие, незначительные, однако и Он Сам называет нас “малыми”, как старший брат кличет чумазого карапуза — “малой”, “мелкий” — с грубоватой любовью и стыдливой нежностью: “Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне” (Мф. 25:40).
Мы это прежде чувствуем, чем понимаем, может быть поэтому, впервые зайдя в храм Божий, люди начинают рыдать — сильные, успешные, решающие вопросы — не могут остановиться, ревут, как “малые”.
В присутствии Отца так сложно удержаться, так хочется снова забраться на руки, снова стать самим собой. Живет в нас, маленьких людях, большое желание взобраться к Папке на колени, обнять Его и чтобы Он больше никуда нас не отпускал. Ведь так и зовем мы Его в молитвах “Отче наш”, потому что имеем на это право — Он наш настоящий Отец, строгий, но любящий.
Как хорошо быть с Отцом. Как хорошо быть маленьким и благодарным и знать, что все Ему во мне интересно по-настоящему, не натужно, не из приличия. И если вам нравится собирать грибы, клеить кораблики, возрождать экономику страны, вязать шапочки у телевизора — вместе с вами радуется вашим маленьким радостям, плачет над вашим неизбывным горем, просто гордится вами внимательный и нежный Отец, который любит нас по-настоящему и бескорыстно, у которого так тепло и безопасно на руках.