Жил-был художник один...

На брестском "Арбате" - пешеходной улице Советской - два художественных центра.
На брестском "Арбате" - пешеходной улице Советской - два художественных центра. Один расположен в самом бойком месте. Самодеятельные мастера кисти торгуют здесь своими картинами с лубочными сюжетами прямо с асфальта. А через квартал в двух выставочных залах демонстрируют работы профессиональные художники. В основном с той же целью. Нельзя сказать, что те и другие преуспевают, но, несомненно, настоящее искусство сегодня явно проигрывает лубочным подделкам в наличии почитателей и покупателей. Вот почему отдельные "профи", наступив на горло собственной песне, вступают в деловые контакты с уличными торговцами. За час-другой малюют картинку для неискушенного обывателя, что не составляет для настоящего мастера большого труда, и продают перекупщикам. Работа на скорую руку дает и скорую денежную отдачу, что далеко немаловажно для профессиональных художников, труд которых в наше время порой оказывается невостребованным.

Эту невостребованность можно, конечно, отнести на счет низкой покупательной способности как отдельных граждан, так и учреждений, в прежние времена активно приобретавших произведения изобразительного искусства. Но на проблему можно посмотреть и с другой стороны. По свидетельству старейшего художника Брестчины Петра Данелии, стоявшего у истоков зарождения местной школы живописи, даже в трудное послевоенное время мастера кисти были в цене, без изобразительного искусства было немыслимо становление новой жизни, формирование определенного общественного сознания. Не зря же в 1939 году на Брестчину по направлению Всесоюзной академии художеств приехал художник Анатолий Шебнев. Начавшаяся война не дала ему возможности сразу проявить наставнические и организаторские способности, но зато уже после 1945 года он собрал вокруг себя коллектив единомышленников, которые активным творческим трудом заложили прочный фундамент брестской школы живописи и дали путевку в жизнь десяткам одаренных людей. Анатолий Шебнев, Иван Фетисов, Николай Чурабо, Петр Данелия и другие художники той поры почитаются до сих пор не только как большие мастера, но и как учителя, щедро делившиеся своим талантом.

Про 80-летие известнейшего, но, к сожалению, уже ушедшего из жизни художника Брестчины Эдуарда Куфко общественность области вспомнила благодаря выставке, организованной в краеведческом отделе центральной библиотеки имени Горького. Сын репрессированных сталинским режимом родителей, не закончив художественное училище, ушел на фронт, попал в фашистский плен и прошел через все ступени его ада. После долгожданного освобождения новое испытание - на этот раз лагерями ГУЛАГа. Только после 1953 года с Эдуарда Куфко было снято пресловутое обвинение в измене Родине, он был оправдан и получил свободу. Безжалостна правда жизни на его полотнах, которые выглядят словно знакомые иллюстрации к известным лагерным произведениям Солженицына. Сам Эдуард Куфко еще при жизни говорил, что этой правды потомки еще не знают, и своим творчеством делал все, чтобы людские страдания прошлых лет оставались предостерегающим напоминанием тем, кто живет сегодня.

Творчество Эдуарда Куфко остается явлением в культурно-исторической памяти не только края, но и всей республики. И все-таки, все-таки... Художнику нужна более объемная и профессиональная реклама, чем выставка, организованная силами библиотечных работников.

Мэтр брестского художественного цеха Петр Данелия согласился, что делается слишком мало. А ведь картины - это, по сути дела, хлеб мастеров кисти, достаток и благополучие их семей. Тем, кто постарше, в этом отношении легче, они получают пенсию, которой худо-бедно хватает на прожиточный минимум. А что делать молодым?

В последнее время члены областного Союза художников, объединив свои усилия в достижении корпоративных целей, активизировали диалог с местной властью о предоставлении ряда льгот в их деятельности. И руководство облисполкома в лице первых лиц пошло им навстречу. Во время недавнего визита художников к губернатору области Василию Долголеву было получено обещание о пересмотре неподъемной платы за художественные мастерские, арендных ставок за выставочный зал в центре Бреста. Но в целом житейские проблемы мастеров изобразительного искусства Брестчины остались открытыми, что, несомненно, негативно сказывается на общем фоне культурной жизни края.

Вот и обратили провинциальные мастера кисти, уразумев, что на собственных спонсоров надежды мало, свои взоры на чужеземные страны. Но не тут-то было. Сделать себе имя в чужом краю не так-то просто. У художников любого региона негласно существуют свои корпоративные законы, ставящие чужакам преграды. Хватает своих мастеров и на Западе. И все-таки тот факт, что некоторые брестские художники сумели заявить о себе громко, говорит о высоком творческом потенциале брестской школы живописи. Даже за океаном знают графику Льва Алимова. Популярностью в белорусской столице пользуется экспрессивная живопись Натальи Черноголовой, заслуженное признание за пределами области получил создатель Креста Евфросинии Полоцкой Николай Кузьмич, нашли свою, никем еще не занятую в стилистическом отношении, нишу в Польше и Германии Михаил Коньков, Николай Маевский, Геннадий Сурьма.

Становятся популярными выезды брестских художников на пленэры в другие страны. В прошлом году из такой творческой поездки вернулись Михаил Кебец и двое его коллег. В польском приграничье они оставили десятки картин, запечатлев пейзажи городов и окружающей природы, а с собой привезли восторженные отзывы местной прессы и, естественно, деньги, заработанные кистью.

Увы, в собственном краю о такой популярности им приходится только мечтать. А пока люди с деньгами скупают за бесценок работы, которые, может быть, через десятки лет будут стоить целые состояния.

Недавно в выставочном зале областного центра открылась выставка интересного местного художника Геннадия Сурьмы, представившего более сотни оригинальных самобытных пейзажей. В выходной день я посетил выставку и увидел в зале с картинами редких посетителей. Хотя несколькими днями раньше народ валом валил сюда же на выставку восковых фигур уродцев, привезенных из Санкт-Петербурга. И это несмотря на дороговизну входных билетов. Художник же открыл двери выставочного салона бесплатно. Но земляки в него не спешат. Скорее всего, от невежества и малой просвещенности в области изобразительного искусства.

На снимке: у начинавшего творческую жизнь в Каунасской школе живописи Михаила Кебеца сегодня безденежье, поэтому свои картины он продает, не торгуясь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter