В ЖКХ появится единый колл-центр

ЖЭСы погрязли в жалобах

Коммунальники запутались в жалобах и заявках

Волокиту и формализм при работе с обращениями граждан государственные органы допускают нередко. Однако в системе жилищно–коммунального хозяйства Генеральная прокуратура увидела, как сказал Павел Родионов, заместитель начальника управления по надзору за исполнением законодательства и законностью правовых актов, более глубокие и системные проблемы. Письменные претензии жильцов, например, о замене перегоревшей лампочки в подъезде или своевременной уборке лестничной клетки, которые должны рассматриваться в день обращения и исполняться на следующий, в ЖЭСах лежат по месяцу. Что вызывает справедливое недовольство граждан. Странной ситуации, казалось бы, в простом вопросе было посвящено очередное заседание рабочей группы по проблемам ЖКХ при Комитете госконтроля.


Корень зла, как выяснилось, кроется в параллельном существовании двух нормативных актов, регулирующих действия должностных лиц на письма, заявки, звонки и жалобы людей в жилищно–коммунальной сфере. Это общий закон об обращениях граждан, которым руководствуются все организации, и специальный закон о защите прав потребителей коммунальных услуг, принятый в 2008 году. Любое недовольство жильца некачественным или неполным исполнением договорных обязательств с ЖЭСом закон трактует однозначно: если речь идет о перегоревшей лампочке в подъезде, то реакция должна быть незамедлительной, а коль прохудилась крыша — в нормативные сроки. Еще в 2005 году принят технический кодекс установившейся практики, который порядок и сроки сложнотехнических работ четко регламентирует. Беда лишь в одном: закон повсеместно не исполняется. Павел Родионов привел характерный пример реагирования на критику. Жительница Минского района жаловалась на неисправность водонапорной башни и проблемы с обеспечением водой. Письмо «благополучно» пролежало месяц, и в итоге гражданка получила ответ: неисправен электрический насос, будут деньги — поменяем...


Подобных фактов полно и в Министерстве ЖКХ. С октября 2012–го на контроле лежит письмо жительницы агрогородка Большевик Минского района. В ее доме протекают кровля, канализация, разрушена отмостка, а входная дверь в высоту — всего полтора метра. За бездействие работников ЖКХ можно призвать к ответу по закону о защите прав потребителей. В Кодексе об административных правонарушениях есть статья о штрафных санкциях. Но вот что странно. По данным, которые привел Максим Шеко, заместитель Председателя Комитета госконтроля Минской области, из 571 дела о защите прав потребителей в суде Минской области в 2013 году рассматривались всего 6, касающихся ЖКХ. И в Минторге, на который возложена обязанность контролировать исполнение закона о защите прав потребителей услуг ЖКХ, за минувший год разбирались всего с 7 обращениями по этому поводу. Что очень возмутило Председателя Комитета госконтроля Александра Якобсона:


— Надо внимательно посмотреть, как работают в Министерстве торговли, если за год у них всего 7 обращений о защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг! При том, что в госконтроль только в минувшем году поступило 961 обращение. Как это понимать?


Граждане не знают своих прав, работники ЖЭСов, ЖРЭО путают заявки с обращениями, а в исполкомах и вовсе нет жилищных управлений, которые бы разбирались в этих проблемах. Все жалобы прямиком спускаются к тому, на кого жалуются. Что имеем в итоге? 94.075 обращений только в Министерство ЖКХ за 2013 год, из которых больше половины по поводу эксплуатации и ремонта жилья, 17,5 процента — на благоустройство, уборку мусора, освещение. Каждое четвертое — с просьбой о консультации и разъяснении законодательства. Как будут реагировать? Первый заместитель министра ЖКХ Александр Терехов предложил ввести мониторинг качества обслуживания жилья, актуальную информацию печатать на обратной стороне жировки, выпустить информационно–справочные буклеты и создать колл–центр с единым номером по стране, где человек мог бы получить любую консультацию. Кроме того, большинство членов рабочей группы поддержали предложение ввести дополнительную административную ответственность за нарушения в работе с обращениями граждан. Ну и закон о защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг надо строго исполнять хотя бы на шестом году его существования, начав с наведения порядка с регистрацией и должным реагированием на заявки и жалобы.


При рассмотрении темы возник и вопрос тотального недофинансирования коммунальных услуг. В частности, проведения капитального ремонта. По одному дому в Витебске на контроле находится 27 жалоб. И все — о назревшем капремонте. Отвечать людям по существу нечего. Это еще раз убедило собравшихся в необходимости сделать статьи расходов на ЖКХ в республиканском бюджете защищенными, чтобы на том, с чем ежедневно сталкиваются люди, больше не экономили. Тогда и жалоб будет меньше.


Миллиарды из воздуха


Почти год, с октября 2012–го по сентябрь 2013–го, главный инженер ЖРЭО Центрального района Минска подписывал липовые акты о сдаче–приемке выполненных строительно–монтажных работ. В результате подрядчик незаконно получил 1,6 миллиарда рублей. По факту прокуратурой Центрального района возбуждено дело в отношении должностных лиц ЖРЭО и строительной компании по статье «Злоупотребление властью или служебными полномочиями».


Советская Белоруссия №63 (24446). Пятница, 4 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter