Почему молодые люди становятся все агрессивнее

Жестокие игры в мстителей

Вывезти человека в лес, избить, заставить копать себе могилу, засыпать песком... Все чаще на скамье подсудимых оказываются молодые люди, которые, заигравшись в мстителей, пересекли черту. Недавно Могилевский областной суд приговорил двух братьев Гречиковых к 6 годам лишения свободы. Старшему из признанных виновными по статье «Незаконное лишение свободы», Ивану, на момент совершения преступления было всего 20 лет. Его родному брату Алексею и того меньше — 17.


Братья Гречиковы примерным поведением не отличались никогда. Да это никого особо и не удивляло, ведь росли в неблагополучной семье: папаша пьющий, мамаша тоже далеко не праведница. Вот и творили ребята, предоставленные самим себе, что хотели. А хотели они жить красиво. Поскольку средств на карманные расходы родители не давали, парни решили, что в состоянии заработать сами. Было бы похвально, если бы трудились хлопцы законно. Но праведным путем деньги достаются нелегко, вот и свернули Ваня с Лешей на кривую дорожку. Стали промышлять кражами — под покровом ночи разукомплектовывали чужие автомобили: снимали и перепродавали краденые аккумуляторы. До того обнаглели, что «потрошили» машины, не только ночевавшие во дворах. Стали забираться и на платные автостоянки. Жадность их и сгубила — однажды попали под подозрение. Правда, первым попался их приятель Петя Бирюгин. Поняв, что на него вышли не просто так и правда вот–вот вскроется, отпираться он не стал. Рассказал, где воровали, когда, с кем. Сразу его не арестовали, отпустили домой под подписку. А вскоре Пете позвонили друзья. Прознав, что его вызывали на допрос, Гречиковы предложили Бирюгину встретиться, попить пивка. Дружеская встреча была предлогом. Братья хотели выяснить: сдал их Петька или нет? И хотя тот божился, что в милиции молчал, Иван с Алексеем ему не поверили. На машине своего знакомого вывезли Петра в лес и стали пытать уже с пристрастием.

На этой автостоянке побывали братья Гречиковы с подельником — утащили несколько аккумуляторов с чужих машин.

Как впоследствии вспоминал Григорий Алиев, выступавший в роли «таксиста», Гречиковы, с которыми он знаком еще со школы, однажды предложили ему подработку:

Один из братьев Гречиковых показывает место в лесу, где они заставили Петра рыть себе могилу и почти его похоронили.
— Сказали, им нужно, чтобы я за ними заехал на машине и кое–куда отвез. Когда прибыл на место, увидел братьев и какого–то незнакомого мне парня. Гречиков–старший приказал мне открыть багажник, и все трое стали грузить туда аккумуляторы. Чьи они, откуда, я не спрашивал, а они не объясняли. После этого все сели в салон и повезли эти детали какому–то частнику–перекупу. Тот брать краденое побоялся: дескать, вами, ребята, уже милиция интересовалась. Аккумуляторы мы выгрузили в другом месте, братьев я отвез домой. А спустя время они позвали меня снова. Я поначалу ехать отказался. Но Иван пригрозил: не явишься — хуже будет. Мы с Гречиковыми общались нечасто, но я их боялся. Знал — Ванька агрессивный, вспыльчивый. К тому же сильный — увлекается рукопашным боем. В общем, поехал. Они втроем опять сели в машину, приказали мне рулить из города. Пока рулил, Гречиковы всю дорогу угрожали расправой парню, которого усадили между собой — чтобы не сбежал. Кричали, что он не жилец, что ему крышка. Чем он перед ними провинился, не знаю. Но уже в лесу понял: угрозы были не шуточными. Старший Гречиков достал лопату, дал этому несчастному парню и заставил рыть могилу, в которой его якобы и похоронят... Потом и меня заставили копать. Пока копали, братья периодически били того бедолагу. Руками, ногами. Потом заставили лечь в яму, стали засыпать землей. Остановились, когда на поверхности осталась только его голова...

Как после будет вспоминать тот самый Петя — когда один из братьев замахнулся на него лопатой, он утвердился в мысли: ему конец. Почему Гречиковы сменили гнев на милость, не понимает до сих пор. Но случилось так, что те позволили «корешу» выбраться из могилы, затолкали его в багажник автомобиля и вернули домой. Какое–то время перепуганный Петр молчал. Как и случайный свидетель Алиев, он боялся расправы со стороны братьев. Но когда Бирюгина в очередной раз пригласили в милицию для дачи показаний по делу о краже аккумуляторов, тот не выдержал и рассказал все, что с ним случилось.

Вскоре обоих братьев Гречиковых арестовали. По словам заместителя начальника Могилевского межрайонного отдела Следственного комитета подполковника юстиции Алексея Сенькова, в ходе следствия ни Иван, ни Алексей не каялись:

— Перспектива быть привлеченными по статьям «Кража» и «Угроза убийством» их не пугала. Братья были уверены: в силу возраста оба могут отделаться условным сроком. Расплакались, лишь узнав, что статью УК переквалифицировали в «Незаконное лишение свободы», а по ней им светит тюрьма. В СИЗО умоляли разрешить им свидание с мамой. Но та не горела желанием их навещать: «Сами эту кашу заварили — пусть теперь расхлебывают». Что характерно, статья «Незаконное лишение свободы», ранее довольно редкая в нашей практике, в последнее время все чаще фигурирует в криминальных сводках. Недавно по ней же осудили 29–летнего могилевчанина Илью Носкевича и 23–летнего Игоря Заварина, которые тоже обманом вывезли человека в лес и избили. Заварин вроде преследовал благородную цель — хотел проучить бывшего ухажера своей девушки, пожаловавшейся, что Егор Тополев ее ударил. «Скорую» Егору, которого «мстители» бросили одного в лесу, вызвала его мать, когда тот окровавленный вернулся домой. Медики, констатировавшие следы побоев, позвонили в милицию. Носкевич и Заварин, как и братья Гречиковы, тоже получили реальные тюремные сроки. И это урок не только для них, но, хочется верить, и для всех их сверстников. Пусть, прежде чем решать проблемы таким вот неадекватным способом, задумаются, чем это чревато.

ГОВОРЯТ ПСИХОЛОГИ

Принято считать, что к агрессии больше склонны дети, выросшие в неблагополучных семьях, обделенные лаской, любовью и вниманием. Однако жизнь доказывает: и у порядочных родителей бывают неуравновешенные, склонные к проявлению насилия сыновья и дочери. Все дело в том, что агрессия изначально заложена в каждом из нас. Вот только формы она принимает разные. Есть доброкачественная, или оборонительная, возникающая в момент опасности, которую человек проявляет в нужное время ради выживания. А есть злокачественная, деструктивная, — насилие, хамство, жестокость. Доброкачественная присуща всем живым существам. Деструктивная — исключительно человеку. В ней нет ни смысла, ни цели. Она возникает на основе эмоций. Уметь справиться с ними, негативными, с собственной злостью — нелегкая работа. Но на то мы и люди, чтобы уметь в нужный момент выключать эмоции и включать разум.

olgak53@mail.ru

Фото УСК по Могилевской области.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter