ЖЭС идет в атаку

Не прошло и несколько недель после публикации корреспонденции "Не платишь за квартиру - на улицу?" ("СБ" N 57 за 27 марта), как тема потребовала продолжения.
Не прошло и несколько недель после публикации корреспонденции "Не платишь за квартиру - на улицу?" ("СБ" N 57 за 27 марта), как тема потребовала продолжения.

- Завтра ко мне придут описывать имущество, - молодая женщина нервно теребит конверт. - Вот пришла бумажка из районного суда с требованием обеспечить доступ в квартиру...

И слезы. Сквозь них минчанка Галина рассказывает мне свою историю. Во многом типичную. Вышла замуж. Родила ребенка. Малыш болел, и по настоянию мужа Галина бросила работу программиста. Потом родился второй сын. А супруг влюбился в другую. Словом, женщина осталась одна, без работы и фактически без средств к существованию - алименты то есть, то нет. "Я не смогла заплатить за квартиру в феврале, потому что у младшего прохудились сапожки, - резюмирует моя собеседница, - но теперь долга практически нет. Большую часть его я погасила!"

Прежде в своей журналистской практике я не сталкивалась с тем, чтобы за двухмесячный коммунальный долг человека тащили в суд. Хотя практически на каждой пресс-конференции министр жилищно-коммунального хозяйства Александр Милькота утверждает, что текущая задолженность по коммунальным платежам неизбежна, характерна даже для богатых стран Европы, а у нас много лет подряд держится на уровне 11 процентов.

Да и в Минске вроде все спокойно, утверждает заместитель начальника управления жилищно-коммунального хозяйства Мингорисполкома Василий Грамович

: - Задолженность по лицевым счетам в Минске на протяжении последних трех лет держится на уровне 14 - 15 процентов. Если жилец не платит больше трех месяцев, ЖЭСы оформляют нотариальную надпись в суд на принудительное взыскание денег. 10 злостных неплательщиков в прошлом году представляли на выселение, но так никого и не переселили - люди быстренько заплатили долги.

Но что же тогда происходит? А ничего особенного, просто откровенное ретуширование проблемы наверху, хотя она уже категорически напирает снизу. По словам старшего судебного исполнителя суда Фрунзенского района Минска Ядвиги Лабадаевой, две трети рассматриваемых нынче дел - это взыскание коммунальных платежей по нотариальным надписям ЖЭСов. Причем львиная доля судебных бумаг оформляется впустую - должники являются к судебным исполнителям с оплаченными квитанциями. За первый квартал года только в этом районе Минска было оформлено полторы тысячи исполнительных листов. К слову, за весь прошлый год подобного рода бумаг там было составлено около 4 тысяч. И с каждым месяцем поток их возрастает.

- А что делать? - задает риторический вопрос главбух ЖРЭО Анна Гардевич. - Третий месяц директора ЖЭСов получают голый оклад, потому что неплатежи жильцов растут. В январе долги составляли 17 процентов от начислений, в марте - уже 20. Мы не можем вовремя рассчитываться за тепло, воду, канализацию и прочие услуги. Вот ЖЭСы и стали обращаться в суд, оформляют исполнительные надписи. Правда, толку мало.

Те, кому задержали зарплату или у кого возникли стесненные финансовые обстоятельства, пусть позже срока, но платят и без понуканий. А с хронических должников и так взять нечего. Их исполнительные надписи из месяца в месяц ходят по замкнутому кругу. Но считал ли кто-либо, насколько экономически, да и морально целесообразен такой способ взыскания неплатежей?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter