Унижения, оскорбления, злые насмешки: почему люди терпят эмоциональное насилие от партнера

Жертва по доброй воле

Абьюз в переводе с английского языка означает «насилие, оскорбление, жестокость». Этот термин прочно вошел в наш лексикон, привнеся свои производные — абьюзер, абьюзивные отношения. Насильником, посягнувшим на физическое или психологическое здоровье человека, может быть кто угодно, начиная с его самых близких родственников и заканчивая начальником или соседом по лестничной клетке. Когда абьюзер практикует эмоциональный хейтинг, но при этом не переступает установленных законом границ, добиться привлечения его к ответственности за унижение и фактическую травлю партнера невозможно: в этом случае каждый решает для себя сам — продолжать взаимодействие с таким человеком или прекратить все контакты. Как показывает жизненная практика, многие выбирают первый вариант, добровольно принося себя в жертву.

Фото  pexels.com

О  том, что она находится в классических абьюзивных отношениях, Екатерина не догадывалась семь лет, пока сильнейшая разрушительная депрессия не привела ее в психиатрическую лечебницу. Двадцатишестилетнюю молодую красивую женщину учили заново жить: умываться, причесываться, принимать пищу, радоваться солнцу. Сегодня Катя стремительно идет на поправку, но все равно раз в неделю посещает психолога, чтобы напитаться уверенностью в себе и больше не совершать роковых ошибок с мужчинами.

— Я родилась в многодетной семье, папы не стало, когда мне было 7 лет, а у мамы не хватало времени на всю нашу ораву, она вечно была озабочена, чем нас накормить, во что одеть, — рассказывает Катя. — Когда я в 19 лет познакомилась с мужчиной намного старше себя и вскоре переехала к нему жить, мама вздохнула свободнее: одним ртом меньше, еще бы младших сестер так же удачно сбыть с рук. Я какое-то время тоже пребывала в эйфории: состоятельный (особенно в сравнении с моей семьей) жених, отдельная квартира, поездки на море, которое я раньше видела только в фильмах.

Протрезвела довольно быстро: Сергей постоянно был мною недоволен. Я не так выглядела, не так готовила, неправильно ставила ударения в словах. Мой мужчина мог жестоко высмеять меня при своих приятелях, а потом дома утешать: я же тебя люблю, поэтому хочу, чтобы ты работала над собой, становилась лучше. Он постоянно критиковал всех — меня, моих родственников, свою старенькую маму, которая жила в далекой деревне, врачей, к которым обращался, своих сотрудников. За 7 лет совместной жизни не припомню, чтобы он о ком-то отозвался с нежностью, добротой. Изводил меня молчанием. Мог не замечать неделю, две, хотя мы ели за одним столом и спали в одной постели. Просто замыкался в себе, не отвечал на вопросы и просьбы, не реагировал на мои слезы. А через какое-то время — как ни в чем не бывало: ты сегодня приготовила вкусный борщ, молодец, малыш, растешь над собой. И вечером — цветы, билеты в театр, какой-нибудь трогательный сувенир, ласковые слова. Я млела и думала: вот оно, наконец-то, с этого дня все пойдет по-другому. Однако наутро это уже мог быть совсем другой человек — жестокий, циничный, который запросто оскорблял женщину, объясняя это тем, что лучше он скажет ей в глаза правду, чем это сделают чужие люди. Находил самые больные места в душе и словно нож в них вонзал, казалось, он испытывает удовольствие, когда я мучаюсь и плачу, когда хожу по дому с нервным тиком.

Поразительно, но мне даже в голову не приходило уйти от него. Куда? Своего жилья нет, мама мне вряд ли обрадуется, она вообще не понимала моих жалоб: дуре-бабе повезло подцепить хорошего мужика, а она ноет! Поучает, наставляет, критикует? Правильно делает, он тебя в два раза старше, слушайся его, он ведь только добра желает. Ситуацию усугубляло еще и то, что в присутствии мамы или моих сестер и братьев Сергей вел себя безупречно, никому из них и в голову не приходило, в кого он превращается, стоит нам остаться наедине. Однажды всерьез пригрозила выброситься из окна, если он не прекратит издеваться. Сергей в ответ перегнул меня через перила на балконе, зажал рот рукой и так держал, пока я не потеряла сознание от страха: мы жили на 9-м этаже.

Я раньше слышала выражение, что словом ударить можно сильнее, чем кулаком. И отношения с Сергеем доказали мне, что это действительно так. Ударил он меня всего пару раз, синяки сошли быстро. Зато душевные раны кровоточат до сих пор.

Сергей контролировал меня во всем. Я должна была отчитываться, сколько потратила на такси, когда ездила проведать маму. Зачем купила булочку в городе (мне очень хотелось есть, но я боялась заходить в кафе или ресторан, потому что Сергей был приверженцем ЗОЖ и ратовал за правильное питание). Почему так много потратила на косметику (при этом мне не разрешалось показываться ему по утрам без макияжа, из-за чего я всегда просыпалась на полтора часа раньше, чтобы еще и завтрак успеть приготовить). Он говорил, что воспитывает идеальную жену для себя. Предложения не делал. Мол, я еще не доросла до чести носить его фамилию. Но буквально зверел, если я общалась с другими мужчинами. Повторял: «Жена Цезаря должна быть вне подозрений!» Хотя из него такой же Цезарь был, как из меня — его жена.

Категорически не хотел детей. Принудил меня сделать аборт через год после начала отношений, после чего как коршун следил за тем, чтобы я регулярно пила противозачаточные таблетки. Первый раз он ударил меня, когда узнал, что я забыла принять очередную дозу. Второй — когда заговорила о своем желании стать мамой…

Не знаю, получилось ли бы у меня вырваться из этих больных отношений, если бы не депрессия. Я узнала, что у Сергея есть семья на стороне. И маленькая дочка. К этой женщине и их общему ребенку он приезжал каждые выходные. Но почему-то всегда возвращался ко мне. Теперь понимаю: я действительно была для него идеальная — если не жена, то сожительница. Закомплексованная, не имеющая своего мнения, готовая сносить от него все унижения, при этом красивая, молодая, хорошая хозяйка, досконально изучившая все его предпочтения как в кулинарии, так и в постели. А та, другая, старше меня, независимая, очень гордая, он перед ней робел и вел себя как почтительный лакей. Видимо, гульнул на стороне, не рассчитывая продолжать связь, но женщина забеременела и приняла решение рожать. Хотела бы я быть на ее месте. Только чтобы у моего ребенка был другой отец…


В психушку меня сдала мама. Настояла. К тому времени я не ела неделю. Не принимала душ. Мне ничего не хотелось. Это страшное ощущение, как будто внутри тебя нет сердца, желудка, других органов, а зияет пустота, от которой больно и противно. Сергей тогда по-настоящему испугался. Он всегда с большой брезгливостью относился к больным людям, они не вызывали у него жалости, только презрение и желание как можно быстрее дистанцироваться от них. Он оплатил мое пребывание в частной клинике и… исчез из моей жизни. Это был такой счастливый день, когда я поняла, что еду домой к маме. Что мне никто не звонит, чтобы узнать, где я, что делаю, сколько трачу. Что я впервые за семь лет дышу свободой и распоряжаюсь своим временем самостоятельно. В первые же выходные после больницы я бродила по центру города, заходила в кафешки, каталась в парке на аттракционах и чувствовала себя на седьмом небе от счастья.

Последний раз я общалась с Сергеем год назад. Он тогда сухо осведомился о моем здоровье, попросил вернуть дорогие украшения, которые мне дарил. Их ему передала мама. Больше мы не виделись. От общих друзей знаю, что в свои 45 он завел новую подружку, ей 21 год. Девушка сирота, воспитывалась бабушкой. Внешне — моя копия. И, как утверждают приятели, успевшие с ней пообщаться, такая же наивная дурочка, какой была я восемь лет назад.

Можно ли распознать классического абьюзера в самом начале отношений? И откуда вообще берется этот человеческий типаж?


— Как правило, абьюзер — это человек с массой комплексов, низкой самооценкой и отсутствием эмпатии, недовольный собой и своей жизнью. Вместо того чтобы пытаться справиться со своими проблемами самостоятельно или при помощи специалиста, абьюзер делает крайними близких (а иногда и не очень!) людей, — объясняет заведующая психологическим отделением минского городского клинического психиатрического диспансера, главный внештатный психолог комитета по здравоохранению Мингорисполкома Татьяна Ушакевич. — Кроме того, абьюзерами часто выступают люди с психическими отклонениями, а также те, кто в детстве воспитывался в абьюзивной семье (где один или сразу оба родителя практиковали насильственные отношения). Есть такое понятие, как темная триада, — макиавеллизм, психопатия и нарциссизм. Убеждение в том, что для достижения собственных целей людьми можно и нужно манипулировать, отсутствие чувства вины, холодность в отношении партнера характеризуют проявление эмоционального насилия в межличностных отношениях.

Хочу отметить, что абьюз может быть разным, в том числе физическим и сексуальным, но именно эти его виды проще распознать. А вот с психологическим абьюзом все не так просто: он выражается в различных формах, и жертва зачастую даже не подозревает о том, что находится под воздействием манипулятора, цель которого — оскорбить, унизить, выместить зло. Процесс абьюза всегда цикличен: за периодами подавления, агрессии следует так называемый медовый месяц. Еще одна особенность — насильник всегда обвиняет в своем поведении жертву: не так посмотрела, не то сказала, неправильно себя повела.

Существует ряд признаков, которые могут указывать на то, что вы связались с абьюзером. Например, агрессия в отношении слабых и беззащитных — как людей, так и животных. Страсть к критике, неумение замечать в людях или событиях положительные стороны. Эмоцио­нальный насильник не признает личного пространства другого человека: абьюзеры могут во время разговора подходить на дискомфортно близкое для малознакомого собеседника расстояние, хватать его за руки, похлопывать по плечу. Родители-абьюзеры не видят ничего предосудительного в том, чтобы входить в комнату взрослого ребенка без стука, рыться в его вещах, читать его почту и отслеживать странички в соцсетях. Еще один характерный признак — желание абьюзера отгородить свою жертву от остального мира: так ею проще манипулировать, уверяя, что все делается исключительно ради ее же блага.

— Если вас связывают длительные отношения и абьюзер уже выработал определенную модель поведения с вами, противостоять эмоциональному насилию намного сложнее, — говорит Татьяна Ушакевич. — Однако и в этом случае можно предпринять некоторые действия. Например, демонстрировать полнейшее равнодушие к выпадам партнера: абьюзеру важно подпитываться вашими эмоциональными переживаниями, в противном случае он недополучает энергии, не чувствует себя победителем в «схватке». Не менее эффективный прием — от защиты перейти к нападению. Эмоциональный насильник наглеет, когда чувствует страх своей жертвы, и продолжает наносить все новые удары по ее психике. Если же дать ему отпор и ответить жестко, показать, что вы в состоянии постоять за себя, он растеряется и хотя бы на время оставит попытки «добить» вас. Безусловно, единичный случай не решит проблемы, здесь нужна системность. И, скорее всего, справиться самостоятельно будет нелегко. Поэтому жертвам абьюзинга важно вовремя получить психологическую помощь от специалиста.

Фото  pexels.com

ПРИЗНАКИ АБЬЮЗИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ

• Ревность — абьюзер крайне негативно относится к общению своей жертвы с потенциальными сексуальными партнерами: выходит из себя при упоминании другого человека, контролирует звонки, переписки.

Обвинения — абьюзер пытается сделать виновным своего партнера в различных трудностях: неудачи на работе, в семье, проблемы со здоровьем.

Тотальный контроль — абьюзер контролирует каждый шаг своей жертвы, он должен постоянно знать, где и с кем она находится.

Нестабильное настроение — сначала абьюзер может быть самым милым и дружелюбным человеком, но стоит произойти чему-то, что ему не понравится, как он тут же превратится в беспощадного, бездушного тирана.

Необъективная критика — абьюзер будет постоянно недоволен всем, включая жертву, ему не нравится, как партнер одевается, говорит, ведет себя в компании.

Ограничение общения — агрессор выступает против того, чтобы жертва поддерживала отношения с близкими и значимыми для нее людьми, которые могут открыть глаза на деструктивное поведение абьюзера.

lvk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter