Жером Бокур: «Клад императора – это окрестности Березины, которые можно показывать туристам»

На прошлой неделе завершилась первая белорусско-французская археологическая экспедиция, которая почти месяц работала на месте знаменитой переправы в 1812 году Великой армии Наполеона через Березину.

На прошлой неделе завершилась первая белорусско-французская археологическая экспедиция, которая почти месяц работала на месте знаменитой переправы в 1812 году Великой армии Наполеона через Березину. В эксклюзивном интервью «Знаменке» координатор проекта, член научного исторического общества «Центр наполеоновских исследований» Жером Бокур поделился своими впечатлениями от реки, ставшей во Франции синонимом полного краха, и сделанными научными открытиями.


Уровень воды оказался самым низким за последние годы«Клад императора – это окрестности Березины, которые можно показывать туристам»
– Господин Жером, как вам показалась Березина? Такая же ужасная и неприступная, как о ней ходят легенды во Франции?


– Я был на Березине уже несколько раз, начиная с 2006 года. В нынешний визит река встретила нас невероятно дружелюбно, даже погода сопутствовала проведению археологических работ – было тепло и солнечно. К тому же уровень воды оказался самым низким за последние годы. Но когда я увидел Березину впервые, а это было зимой, то с легкостью смог представить, насколько туго пришлось воинам Великой армии двести лет назад.


– После войны 1812 года французов, казалось бы, никакими коврижками не заманишь на берега Березины, а вы сюда наведываетесь с такой регулярностью. Откуда у вас интерес к этому драматичному периоду в мировой истории?


– Увлечение русской кампанией Наполеона мне передалось по наследству от моего отца Фернана Бокура, который долгие годы возглавлял Центр наполеоновских исследований и очень активно сотрудничал с вашими учеными. Кстати, благодаря его стараниям в 90-х годах прошлого века на Брилевском поле появился памятный знак, посвященный погибшим воинам. Когда отца не стало, я продолжил его дело…


– Экспедиция получилась очень долгожданной, к ней готовились пять лет…


– Дело в том, что проект «Березина» реализовывался за счет добровольных пожертвований, которые собирали по всей Европе. Каждый желающий мог внести свою лепту в общее дело. Идея же направить в Беларусь экспедицию принадлежит научному историческому обществу «Центр наполеоновских исследований», которое нашло единомышленников в лице сотрудников Национального института превентивных археологических исследований, а затем и Института истории Национальной академии наук Беларуси. Огромную поддержку нам оказало Посольство Франции в вашей стране, за что его представителям отдельное спасибо.


Если найденные скобы наполеоновские – это сенсация!


– Довольны ли вы результатами проведенной работы?


Через несколько часов после того, как экспедиция на Березину закончила свою работу, Жером Бокур приехал в редакцию «Знаменки»– Вполне. Единственная задача, которая осталась невыполненной, – поиск братских захоронений. А в остальном наша экспедиция оказалась удачной. В окрестностях Студенки нам удалось обнаружить немало предметов амуниции и быта воинов обеих армий, элементы оружия. Кроме того, со дна Березины были подняты скобы, которыми могли соединяться мосты, возведенные в экстремальных условиях саперами императорской армии. Если дополнительные исследования подтвердят, что именно эти скобы использовали солдаты Наполеона, это будет настоящим открытием, сенсацией, потому что до сих пор остатки мостов никому не удавалось найти. Надеюсь, что нынешняя наша поездка на Березину станет начальным этапом масштабной научно-исследовательской кампании, которая продлится, возможно, не один год.


– Какой артефакт впечатлил вас больше всего?


– Каждая находка уникальна и бесценна. Мне больше всего запомнилась пряжка от ремня гренадера императорской гвардии. Это не пуговица, которая могла незаметно оторваться во время паники (передовые войска отступали организованно), к тому же она оказалась простреленной, значит, ее владелец погиб. К сожалению, в ходе работ мы столкнулись с проблемой разграбления вещей, представляющих собой огромную научную ценность, так называемыми черными копателями. Пользуясь случаем, хочу через вашу газету попросить всех любителей «военных трофеев» не уничтожать свою историю. Ведь даже одна пуговица с поля боя может добавить штрих, а возможно, заставить по-новому посмотреть на историческое событие.


Французские школьники увидят находки на фото


– В составе экспедиции работали две девушки-студентки. Насколько современная французская молодежь интересуется своей историей?


– К сожалению, подрастающее поколение все меньше волнуют события давно минувших дней, в том числе и период, связанный с Наполеоном. Да и в учебных заведениях истории стали уделять меньше внимания. Из учебной программы выпускного класса, к примеру, изъяли несколько тем по этому периоду. Поэтому значимость нашей работы возрастает в разы. По возвращении во Францию мы хотим реализовать проект, направленный на просвещение школьников. Планируем совместно с медиатекой города Леваллуа-Перре организовать выставку собранных на берегах Березины артефактов. Поскольку все находки остались в Беларуси, фотоиллюстрации и видеоматериал – единственная возможность с ними познакомиться. А при проведении новых раскопок думаем запустить интернет-блог, в котором в режиме онлайн будем рассказывать о ходе исследований. Это поможет учителям заинтересовать школьников, показать, что история – это не только скучные учебники, но и увлекательные открытия.


– Многие историки, археологи, кладоискатели вот уже два столетия пытаются напасть на след знаменитых «московских трофеев», пропавших из обоза французской армии где-то по дороге из Москвы в Париж. Как вы относитесь к идее отыскать клад Бонапарта?


– Настоящий «клад императора», на мой взгляд, – это окрестности Березины в районе переправы, которые представляют собой бесценный археологический памятник. В этом месте сплелись воедино множество эпох: когда-то здесь переправлялся со своими войсками шведский король Карл XII, затем броды у Студенки выбрал для своего отступления Наполеон, по этому же пути шли немецкие солдаты во время Второй мировой войны. К тому же, я уверен, что эта уникальная местность могла бы стать отличной площадкой для развития туристического бизнеса, принося при этом немалые дивиденды.


Беседовала Наталья УРЯДОВА, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»


Справка «ЗН»


Научное историческое общество «Центр наполеоновских исследований» было создано в 1966 году профессором Фернаном Бокуром. Размещается в Леваллуа-Перре, пригороде Парижа. Насчитывает около 150 членов. Издает свой журнал.


Уважаемые читатели!


Мы благодарим всех, кто откликнулся на публикации в нашей рубрике. Постепенно тематика обращений в редакцию расширяется: нам звонят не только те, кого интересует поиск «московских трофеев», якобы спрятанных Наполеоном при отступлении, но и неравнодушные любители истории, неутомимые поисковики, жители деревень, через которые пролегал путь Великой армии. На днях к нам обратился заместитель председателя Витебского молодежного общественного объединения «Военно-патриотический клуб «Поиск» Игорь Хмельков. Игоря и его соратников по поисковой работе интересует информация по захоронениям русских воинов (в том числе казаков), погибших в 1812 году на территории Витебской области. Если вам известны места, где могут покоиться останки солдат (члены клуба будут благодарны также за сведения о неучтенных захоронениях и других военных периодов), вы можете позвонить по телефону в редакции: (8 017) 287–18–54 или написать сообщение на e-mail: zn@zn.by (с пометкой «По следам Наполеона»). Мы обязательно передадим всю информацию поисковикам, которые собираются установить на могилах памятники. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter