Женщина с веслом

Уже пять лет дворник Светлана Леонова добирается до работы на лодке

Уже пять лет Светлана Леонова добирается до работы на лодке

С берега реки Друть, с того места, где она омывает деревню Старые Колосы, Рогачев видно как на ладони. Между правым и левым берегом – километра два-три. В объезд – около двенадцати. Длинной дорогой Светлана Леонова, жительница Колосов, пользуется редко. Вместо этого почти каждый день в полшестого утра отвязывает свою лодку и, рассекая волны, плывет на работу в Рогачевское ЖЭУ.

Кто бы мог подумать, что после событий четырехмесячной давности эта женщина еще хоть раз в жизни подойдет к своему водному транспорту: тогда, в декабре, она больше двух часов провела в ледяной воде. Полуживую ее вытащили на берег спасатели, потом несколько дней лежала в реанимации. Но, говорят, очнулась и спросила: лодку нашли?

— Помню, это на Варварин день случилось. Я уже была на середине реки, когда в борт ударил бобер. Их в Друти в последнее время много развелось, совсем людей не боятся. Потеряла равновесие, упала в воду. Два часа на помощь и живых, и мертвых звала. Хорошо, что сосед шел по берегу и услышал крики, — вспоминает она. — Когда меня нашли, я уже теряла сознание. Сказали, еще чуть-чуть — и был бы конец.

Со Светланой Васильевной, дворником Рогачевского ЖЭУ, стоим на берегу реки в Рогачеве. Даже здешние старожилы не могут припомнить, чтобы Друть разливалась так сильно, как в этом году. Добраться до тех кустов, где Светлана Леонова раньше привязывала свою лодку, сейчас можно разве что вплавь.

— Вон видна крыша моего дома в Колосах. На лодке туда быстрее всего — минут пятнадцать-двадцать. Вот так уже пять лет и катаюсь. А зимой, когда река замерзает, иду напрямую по льду.

Можно, конечно, ехать в объезд: сначала на городском автобусе до автовокзала, потом на маршрутке до Колосов. Но так не очень удобно: маршрутка идет по расписанию, ждать иногда приходится долго. Сейчас, например, до нее больше двух часов. Засекаем время и идем в деревню пешком.

— Управлять лодкой я научилась раньше, чем плавать. Помню, в детстве старшие братья собираются с вечера на рыбалку, а я уже знаю: нужно встать затемно, чтобы без меня не уплыли. Они только к реке подходят, а я уже в лодке сижу, — рассказывает по пути Светлана Леонова.

— А как плавать научились? — спрашиваю.

— Я родом из деревни Заполье. Там на озеро все сельчане ходили стирать. Пошли как-то мы с подругой мыть рушники. Заговорились, и один поплыл прямо на середину. Как сейчас помню, кричу ей: «Ратуй рушнік, а то мамка заб’е на чучала!» А она ни в какую не хочет лезть в воду. Пришлось самой. Вот так и научилась. Хотя мама нас по-доброму воспитывала. Называла меня «мой паскробыш» — я самая младшая в семье росла, еще были сестра и четверо братьев.

Из Заполья Светлана Леонова уехала учиться в Россию, в Бологое. Там была известна как замечательная вокалистка, исполнительница народных песен, дважды становилась лауреатом областных смотров. Окончила учебу и вернулась в родную Беларусь, здесь вышла замуж, родились дети.

За разговорами проходим Новые Колосы, которые раньше назывались Вишенками, еще пару сотен метров — и мы на противоположном берегу. Смотрим на часы — дорога заняла больше часа. Лодка стоит, считай, под окнами дома Светланы Васильевны: от калитки до реки всего около десяти метров. Речной транспорт есть и у соседей. Побродив по берегу, нахожу челнок, старую лодку с дырявым дном и еще одну на ходу. На них в основном рыбачат или плавают на близкое расстояние. Добираться по реке в город на работу, кроме Светланы Леоновой, никто не рискует.

— Это уже новая лодка, та в декабре уплыла вместе c веслом. Их так и не нашли — у Друти очень сильное течение, — со Светланой Васильевной забираемся в лодку и держим курс на Рогачев. — Весла жалко: очень удобное было. В Колосах когда-то молния ударила, и у соседей сгорела стиральная машина. Зять ее использовал и сделал лопасти из нержавейки. Сейчас у сына новое весло прошу, но он даже слышать об этом не хочет — боится, что утону.

Ради спокойствия родных Светлана Васильевна пересела бы на велосипед, но не может из-за больной ноги. Есть, правда, одна мечта — купить скутер. Ездила бы с ветерком по проселочным дорогам… Но на скромные их с мужем заработки позволить его себе пока не могут.

Через двадцать минут схожу на берег в Рогачеве. Почти в четыре раза быстрее, чем в объезд! Скорость — главный аргумент в пользу водного транспорта. А что до всяких страхов — разве может бояться реки человек, который всю жизнь прожил у воды?

Прощаемся. Светлана Леонова отталкивается веслом от берега и направляет лодку в сторону Старых Колосов. Попутного вам ветра!

----------------------------------------

Комментарий в тему

Николай БОРСУКОВ, председатель Запольского сельсовета:

— Транспортное сообщение между Колосами и Рогачевом налажено очень хорошо: три раза в день ходит маршрутка плюс по средам и субботам идет рейсовый автобус. Сейчас прорабатывается вариант пустить еще одну дополнительную маршрутку днем, в промежутке с трех до пяти часов. Правда, первый автобус — в восемь утра, а Светлане Леоновой на работу к шести. Конечно, ей напрямую по реке добираться удобнее всего. Раньше был утренний автобус, но его сняли: ездил практически пустой.

Светлана Васильевна единственная из 94 жителей Старых Колосов, кто ездит на работу на лодке. Остальные предпочитают наземный транспорт. Да и вообще, на территории нашего сельсовета таких смельчаков больше нет.

----------------------------------------

На снимках: Светлана ЛЕОНОВА научилась управлять лодкой раньше, чем плавать; даже старожилы не помнят, чтобы Друть разливалась так сильно, как в этом году.

Фото: Евгения БЕРЕЗЮК

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter