Женщина на корабле

Недавно прочла удивительную историю Жанны Баре, женщины, которая совершила кругосветное путешествие первой. Дело было в 1766 году, когда ни у одной леди не было варианта сесть на корабль и отправиться с командой моряков в дальнее плавание. Жанна просто переоделась мужчиной и, называя себя Жаном Барре, нанялась слугой к известному французскому ботанику Филиберу Коммерсону, который уже запланировал кругосветку с экспедицией Бугенвиля. Коммерсон был до того странной личностью (что не умаляет его выдающихся заслуг перед наукой), что, говорят, даже и не вдумывался, почему этот юноша-слуга так похож на молоденькую девушку. Хотя... есть и другая версия, по которой ботаник был тот еще хитрец, и в то время, как корабельная команда томилась без женской ласки, со страстью развивал науку о пестиках и тычинках в компании Жанны. Два года они бороздили моря и океаны, Жанна выполняла всю тяжелую работу, да еще и занималась сбором растений. В Рио-де-Жанейро, где и в те времена было неспокойно, Филибер просто не рискнул сойти на берег, отправив Жана искать неизвестные доселе сорта винограда, одному из которых слуга даже название придумал. Нехитрое, в честь капитана корабля назвал —  Бугенвиль. Кажется, эта девчонка была умна. Узнаете чуть позже, как это спасло ей жизнь.

Сколько лет можно водить мужчин за нос? Да хоть вечность, если они из цивилизованной Европы. Это аборигенов не обдуришь, так что разоблачили Жанну именно они, жители Таити, куда экспедиция прибыла в 1768 году. Жан сошел на берег, как обычно, чтобы продолжить исследования и... на него налетели местные дикари, стали нюхать и хватать за одежду. В бортовом журнале потом запишут, что они вычислили женщину по запаху и хотели забрать себе. Аборигенов, конечно, прогнали, как свору собак, но по закону Жанну следовало повесить. А как?! Она же виноград в честь капитана назвала, тот и растрогался, просто высадил ботаника Коммерсона и его служанку на острове Маврикий. 

И знаете, что? Все хорошо! Жанна пережила своего босса, получила в наследство квартиру и научную библиотеку, а потом вышла замуж за французского унтер-офицера, который как раз должен был возвращаться домой из колонии, и в возрасте 36 лет, наконец, приплыла на другом уже судне в Париж. Свои коллекции и труды она подарила Музею естественной истории, и научное общество Франции обогатилось тремя тысячами новых видов растений, собранных по всему свету. Капитан Бугенвиль не оставил своего удивительного морячка и назначил Жанне пожизненную пенсию в 200 ливров в год. В указе было сказано, что хотя Жанна и проникла на корабль обманным путем, но она провела на борту более двух лет и проявила стойкость и мужество, достойные моряка. Невзирая на довольно зрелый возраст, Жанна еще и детей родила. Одним словом, зажила, как и положено почтенной даме. Но! Она больше не отправилась ни в одно путешествие и рассказывала внукам, что самое лучшее событие в ее жизни — возвращение домой. Собственно, только ради одного этого момента стоило скитаться по морям. Ушла из жизни Жанна 5 августа 1807 года в возрасте 67 лет.

Пребывая в удивительном состоянии от этой истории (а вы знаете, что ни одна сказка не приходит в нашу жизнь просто так), я думаю обо всех предприятиях, которые хотела совершить и... не смогла. О странах, куда не рискнула поехать из-за неизвестности и обстоятельств, о проектах, в которые не ввязалась из-за неопределенности. У вас тоже есть такой неосуществленный лист желаний? Эх. Иногда самая большая ошибка оставить все как есть. Потому что, как вы думаете, что бы ждало Жанну, рожденную в маленькой деревушке Ла-Комель, в Бургундии? Вот и я так думаю.

Что же до путешествий, то это как раз то немногое, что отвлекает нас от себя. Я даже сказала бы извлекает нас из собственной скорлупы, и мы перестаем вариться в соку обыденности и мусолить одни и те же мысли. Во время каждого путешествия я становлюсь то Александровской колонной, видавшей виды, то прекрасным Давидом, готовым к бою с превосходящим его по силе врагом. Я не я, сопереживающая и перевоплощающаяся в море, ветер и молодое бургонское вино. И я всегда использую этот уникальный шанс вылететь из оболочки и, отразившись в каком-нибудь доселе мною невиданном пейзаже (водопады Игуасу подходят!), вернуться в себя другой. Как кукла Франца Кафки, которую изменили путешествия. 

sulimovna@rambler.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter