Женщина без весла

Когда утята залезают в воду, маме-курице, которой часто подкладывают высиживать чужие яйца, ничего не остается, как беспомощно бегать по берегу.
Когда утята залезают в воду, маме-курице, которой часто подкладывают высиживать чужие яйца, ничего не остается, как беспомощно бегать по берегу. Картина во многом напоминает спортивные баталии на воде.

В академической гребле тренер тоже оставляет своих "утят" один на один с водной стихией, но, имея отнюдь не куриные мозги, он прибегает к хитрости - использует любую возможность запустить в лодку своего "двойника". В восьмерке это сделать легче всего, поскольку здесь имеется рулевой. Человек, сидящий в лодке лицом к гребцам, и есть второй, играющий тренер любой команды. При благоприятном стечении обстоятельств на Олимпиаде в Афинах эту роль в белорусской женской восьмерке выполнит заслуженный мастер спорта брестчанка Валентина ХОХЛОВА, о которой некогда рассказывала "СБ". Недавно ей исполнилось 55 лет (спортсменки, в отличие от других женщин, не делают из возраста тайну), но именно с ней связывает надежды на победу наша восьмерка. Сегодня, когда силы претендентов на победу примерно равны, роль "тренера" - рулевого стала определяющей.

Валентину Хохлову я застал в зимней резиденции белорусских гребцов - в спортзале, расположенном во дворе брестской гостиницы "Интурист". Сгоряча предложил ей принять перед фотокамерой позу "женщина с веслом", но спортсменка отказалась.

- Рулевому весло ни к чему, - объяснила Валентина. - Кроме специфического руля, главный мой спортивный "снаряд" - микрофон, с помощью которого я имею связь с каждым членом команды. Классическую дистанцию в два километра лодка проходит примерно за 6 минут. На это время я - главный тренер. Учить поздно, от меня ждут срочного совета или даже простой человеческой поддержки. Кому-то, впрочем, ничего не нужно. Я должна быть готова к тому, что люди, с которыми мы вместе съели не один пуд соли и которых, казалось бы, я знаю, как свои пять пальцев, на каждой новой гонке ведут себя по-новому. В этой ситуации я должна сориентироваться как можно быстрее, и именно этот критерий определяет мастерство рулевого.

- То есть рулевому нужны, простите, мозги и опыт. И больше ничего?

- Еще надо, чтобы вес был не менее 50 килограммов, в противном случае в лодку положат так называемые довески. А если вы намекаете на мой возраст, то здесь нет ограничений. Возможно, старше меня действительно никого не будет на Олимпиаде, но это, я думаю, не самый большой грех национальной сборной.

- Валентина Никаноровна, вы говорите о предстоящем участии в Олимпиаде как о деле решенном. Между тем наша восьмерка все еще не имеет лицензии.

- Это грустная история. Лицензию надо было завоевывать на чемпионате мира прошлого года. Достаточно было прийти пятыми, но наша лодка пришла шестой, уступив лидеру 25 секунд. Я не участвовала в том чемпионате, не было еще двух спортсменок из того состава, с которым белорусская восьмерка заняла 5-е место на предыдущем чемпионате мира, проиграв всего пять секунд, и четвертое - на Олимпиаде в Сиднее. Я сама из Липецка, за сборную Беларуси выступаю с 1996 года, до этого в сборной СССР становилась неоднократной чемпионкой мира и Олимпийских игр. Опыт у меня большой, поэтому знала, к чему приведут пертурбации, затеянные в прошлом году нашей федерацией. Накануне чемпионата мира, который решал судьбу лицензий на Олимпиаду, вдруг меняют тренера. В команде тут же сложилась нездоровая атмосфера. Такая сборная не выигрывает. Я прямо заявила об этом руководству и вышла из состава команды. Так же поступили еще две спортсменки. Сегодня сборной вернули "старого" тренера - Владимира Синельщикова (у него оставалась двойка, и с ней он завоевал лицензию. - А.Г.), атмосфера стала здоровее, поэтому я вновь в лодке. Конечно, девочки пострадали сильно, в том числе и в материальном плане. Они лишились всяких добавок к окладу, президентской стипендии... В любом случае перед нами стоит четкая задача - завоевать-таки лицензию. Такую возможность предоставляет квалификационная регата, которая пройдет этим летом в Швейцарии. Там дадут уже не пять, а только две лицензии - за первое и второе места.

- В ком вы видите главных соперников на этот раз?

- Сегодня гребля очень развита во многих странах мира. Достаточно сказать, что восьмерки таких спортивных стран, как Китай и Англия, тоже пока не имеют лицензии. Но мы, разумеется, выиграем у них.

- Брестская база устраивает?

- Сегодня на гребном канале еще стоит лед, но он стремительно тает. Кроме спортзала, тренер уже пробил для нас плавательный бассейн, игровой зал. Областные власти, слава Богу, во всем идут нам навстречу, так что на условия подготовки грех жаловаться.

- Валентина Никаноровна, но, может, вам надо было все-таки ехать на чемпионат мира, переступив через все амбиции?

- Да, действительно, я видела по телевизору удручающую картину, когда белорусская лодка мучилась 10 минут, пока заняла место на старте. Рулевая не справлялась, и это демонстрировали всему миру. Да, я бы такого позора не допустила. Но только и всего. Дальше были бы те же 6 минут гонки, в течение которых я не сумела бы воплотить в жизнь ни одну из задумок тренера, с которым мы говорим на разных языках.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter