Спектакль возможен без артистов, слов, визуального оформления: международный театральный фестиваль «ТЕАРТ» показал новые форматы и проекты

Женитьба без слов

Культурная жизнь Минска обогатилась Международным театральным фестивалем «ТЕАРТ». В течение трех недель публика общалась с видными деятелями театра семи стран.

В русско-киргизском спектакле «Демон» режиссера Владимира Панкова эпос соединился с поэтической лирикой, судьбы народов — с историей одного семейства

Мы также показали свои одиннадцать спектаклей в программе Belarus open, посетили мастер-классы, лекции и открытые дискуссии, которые помогают разобраться в трансформации современных постановок. Театральные мероприятия помогали организовать десятки людей из Центра «АРТ Корпорейшн», Дворца культуры МАЗ, культурных центров Франции, Италии, Словении, Латвии, России, Германии, Кыргызстана при финансовой поддержке Белгазпромбанка и Газпрома. Такое международное сотрудничество стало возможным из-за желания показать, что наша страна может вписаться в культурный контекст Европы и мира. Доказательством были переполненные зрительные залы и бурные дискуссии в социальных сетях.

Сегодня многие спектакли так далеки от своих традиционных форм, что их называют театральными проектами. Показательно, что в них нет языкового барьера и запретных тем.

Время стремительно меняет отношение к традиционным ценностям. Вкусы поколений все больше расходятся. Однако всем интересно увидеть на сцене то, что сегодня волнует в жизни. Восхититься новыми формами, которые возникли в век цифровых технологий. Это называют актуальным искусством. Оно не исключает и переосмысления классики, а ее всегда немало. В программе были Чехов (дважды), Гоголь, Лермонтов, Достоевский, Гомер, Софокл, Владимир Короткевич, Франтишек Алехнович. И менее известные наши современные авторы Максим Досько, Виктор Мартинович, Андрей Иванов. На лекциях рядом с критиками Людмилой Громыко и Еленой Мальчевской в спорах участвовали Дмитрий Ренанский из Питера, Сергей Землянский из Москвы, Хайнер Гёбельс из Германии. Кроме видеороликов можно было посмотреть фильм французского режиссера о русском балете. И даже выпить бесплатный кофе от одной из компаний.

Среди проблем, затронутых фестивалем, не было четырех сюжетов, которые всегда волнуют непритязательную публику: как разбогатеть, не работая, как Золушке стать Принцессой, как найти свою половинку и как достойно держаться в любовном треугольнике. Такие темы щедро рассыпаны по телесериалам и провинциальным театрам. Нынешний форум был настроен на показ культурной действительности постсоветских стран. Это форматы и проекты, которые зрителям незнакомы.

Балет французского хореографа Анжелена Прельжокажа «Фреска. Картина на стене» по мотивам китайских сказок был очень красив и необычен

Например, оказалось, что можно показать гоголевскую «Женитьбу» без слов, средствами пластики и музыки. У лиепайского театра из Латвии это был не балет, а именно пластический рассказ. Женский театральный коллектив спектакля «В ящиках стола», наоборот, много говорил и почти не вставал из офисных кресел.

Балет французского хореографа Анжелена Прельжокажа по мотивам китайских сказок «Фреска. Картина на стене» был очень красив и необычен умелым соединением классики и современности.

Итальянские «Сестры Макалузо» — пронзительная до слез история большого бедного семейства, состоящего из одних дочек, которых нещадно бьет жизнь, а они, как ванька-встанька, поднимаются, мечтая взлететь в небо. Некрасивые, в нелепых дешевых платьях, героини стоят перед зрителем и рассказывают свои истории так, что наворачиваются слезы. Как это сделал независимый театр из Палермо — полная загадка.

Давние друзья «ТЕАРТа» из Словении прочли гомеровскую античную «Илиаду» на современный лад. Они старались прочитать текст по законам театра античной Греции, но не сильно заморачивались похожестью. Открытое пространство сцены. Стулья, музыкальные инструменты, микрофоны, много воды, современные костюмы. Если бы состоялся конкурс, думаю, что они получили бы приз зрительских симпатий.

Лично я отдала бы свой приз русско-киргизскому спектаклю «Демон». Его режиссер Владимир Панков ставил у наших купаловцев чеховскую «Свадьбу». В Бишкеке он соединил лермонтовского «Демона» с романом «Герой нашего времени», а русскую речь с киргизской. Наполнил сцену богатым вещественным миром, вплоть до горы щебня. Насытил таким же богатым музыкальным оформлением и обрядовыми событиями свадеб и похорон. Эпос соединился с поэтической лирикой, судьбы народов — с историей одного семейства, рабский труд — с парением ангелов.

Немецкий музыкант, режиссер, педагог Гёбельс долго и темпераментно рассказывал на лекции, как сделать спектакль без артистов, литературных текстов, без визуального оформления и только с чувствами и индивидуальным восприятием зрителей. Сейчас в Европе все читают его книгу «Эстетика отсутствия». Даже показал видеокадры, где на сцене стоят сто овечек или сыплется с потолка пыль от костей животных. Тем же вечером он показал спектакль «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», который был полной противоположностью его теории. Блестящий актер, пиротехнические эффекты, впечатляющая сценография, роскошное звуковое оформление.

От седьмого форума ждали открытий. Их было множество. Любители и знатоки театра получили надежный заряд до следующей осени.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter