Жена — в бизнес, муж — на кухню

На «выращивание» своего дела уходят годы неустанных трудов

На «выращивание» своего дела уходят годы неустанных трудов

Малый бизнес. Как притягательно звучит это словосочетание. Нет тех хлопот и переживаний, как у больших владельцев «заводов, газет, пароходов», но обеспечивает достаток и, не самое последнее, свободу сам себе хозяин. Так оно и есть, когда коммерческий проект раскрутился, попал в успешную колею. Но чтобы до нее добраться, приходится перевалить через полосу препятствий из колдобин, рытвин, а то и просто бездорожья.

Карьеру предпринимателя чаще ассоциируют с увеселительной прогулкой, в конце которой ждет много вкусного и приятного. И легендаризация малого бизнеса скорее наносит ему вред, чем приносит пользу. Не искушенный даже в азах капитализма обыватель бросает свое скромное, но стабильное рабочее место и отправляется за птицей бизнес-счастья. И с удивлением обнаруживает: «золотая птаха» сама запрыгивать к нему в клетку не хочет. А потом льются рекой язвительные исповеди, как «в стране зажимают инициативу».

Порадовала атмосфера, царившая в одном из бизнес-клубов Минска. Тема встречи — развитие женского предпринимательства. Прозвучало несколько историй от деловых леди, создавших свой бизнес. Примечательно, что в повествованиях и близко не было жалоб на пресловутые «внешние факторы». Скорее, лейтмотивом выступлений был тезис, что бизнес — это работа. Трудная, кропотливая, ежедневная, иногда без выходных.

Руководитель школы имиджа Светлана Наймитенко откровенно призналась: когда открыла свою компанию, года на два пришлось забыть о личной жизни. На подруг, телесериалы, даже простой отдых времени не остается, когда приходишь с работы не раньше 10 часов вечера. «Даже муж научился готовить», — заключила она. И очень благодарна родственникам, которые ее постоянно поддерживали.

Светлана уверена: досконально просчитать бизнес, сразу сделать все «по науке» фактически невозможно.

Создатель торговой марки одежды Яна Кирсанова предупреждает: в бизнесе приходится быть универсальным работником. «Если есть много денег, чтобы нанять узких специалистов, — очень замечательно. Если средств не хватает, многое нужно делать самому. Пришлось научиться и в тканях разбираться, и в маркетинге, и в бухгалтерии. Даже эскизы одежды научилась рисовать».

А еще она советует предпринимателям сразу быть готовым к денежным издержкам и разочарованиям. Яна вспоминает, как загорелась идеей создать коллекцию модной одежды. В проект вложила собственные семейные сбережения — 6 тысяч долларов. «Возможно, для кого-то сумма покажется небольшой, но для моего бюджета деньги были значительными», — откровенничает девушка. Начало было динамичным и радужным: быстро подобралась творческая команда, работа спорилась, модели получились интересные… Но их надо было еще и сшить. Вот тут и столкнулась с прозой жизни: швейных предприятий-то много, но связываться с небольшими партиями практически никто не хочет, либо цену выдвигают высокую, сопоставимую с пошивом в ателье. Но воодушевление не пропало, хотя, чтобы приобрести все необходимое, пришлось прозвонить весь каталог компаний — «желтые страницы». И вот коллекция готова, ждет своих почитателей…

«Мы пошли в магазин, где продаются модели одежды белорусских дизайнеров. Наша одежда — casual, им же интересны более сложные наряды, а не повседневная одежда. Подались в ЦУМ — там посоветовали не вывешивать у них, ведь через неделю-две активных примерок одежда попросту превратится в ветошь. В итоге нас спасли fashion-маркеты, которые только начали появляться. Еще продавали свою продукцию через сайты», — рассказывает Яна. По ее словам, проблема сбыта оказалась своеобразным «моментом истины».

Вложенные средства удалось вернуть, но коммерческий пыл несколько охладел. Наученная собственным опытом, предприниматель делает вывод: создавая производственный бизнес, необходимо сразу позаботиться о присутствии в ассортименте ходового товара, который обеспечивал бы компании стабильный денежный поток. Для нее такой палочкой-выручалочкой стали маски для сна. Конечно, строчить их не так романтично, как создавать новые брендовые коллекции, зато продаются хорошо.

Яна Кирсанова рекомендует: перед стартом своего бизнеса необходимо познакомиться с историей уже реализованных проектов и попытаться учесть детали, из которых складывается успех. Основной же ее постулат — сразу думать о каналах сбыта.

В целом же, наши деловые леди настроены оптимистично. Благодаря и врожденной жизнерадостности, и отношению к бизнесу. Он для них не просто инструмент заколачивания денег, а способ самореализации. Не в традициях западного феминизма со стремлением разрушить какие-то вымышленные гендерные барьеры, а как творческих личностей, которым бизнес дает возможность показать все свои способности. Без свежих идей он превращается в некий вид службы: десятки коммерсантов работают по одной и той же схеме. И большинство из них отличаются от наемных работников только наличием собственного расчетного счета и желанием зарабатывать больше. Как же, они же коммерсанты! Но если нет идеи, изюминки, бизнес мертв. Именно поэтому в Скандинавских странах аналоги наших ИП считаются не бизнесом, а самозанятостью. У настоящего предпринимателя всегда должна быть идея, изюминка, что-то неожиданное, новое. Ведь только художники становятся известными и успешными, а рисовальщики репродукций так навсегда и остаются ремесленниками со стандартной «таксой» за копию.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter