Желтый

Автомобиль, конечно, не роскошь, а насущная необходимость...

Автомобиль, конечно, не роскошь, а насущная необходимость. Была. В Пекине. В Карловых Варах автомобиль на самом деле не очень нужен. Нам с мужем точно. Мы на нем только в Беларусь и сопредельные страны ездим. Потому как Карловы Вары — городок небольшой. Хотя некоторые мои знакомые на такое заявление обижаются и говорят, что если взять его значение для мирового туризма, пройтись по магазинам и посмотреть на представленные в них мировые брэнды, посмотреть на культурную афишу и увидеть разнообразие жанров и имен, то Карловы Вары — город вполне мирового значения. Даже не пытаюсь спорить, потому что все это абсолютная правда. Но называя его «городком», я совсем иное имею в виду: размеры. После 20–миллионного Пекина 50–тысячные Вары — всего лишь «городок». Невзирая на брэнды, курорты и афиши. Но мне здесь нравится. Воздух, знаете ли, лес, до любого места можно дойти пешком. «Что? — вопрошают удивленно друзья–москвичи. — Как это — пешком?» Они ездят на машине в магазины и рестораны. Мы — только пешком: пекинская привычка. Там за счастье считалось припарковать машину в двадцати минутах ходьбы от нужного места. Что такое двадцать минут пешком в Пекине? Да за углом! Москвичи не понимают: «А что, ближе поставить нельзя?» Нет парковок. «А на проезжей части?» А штрафы? Удовольствие парковать «где хочется» стоит более 30 долларов. Штрафы приучают к дисциплине (китайцев не всегда, но меня точно) и заставляют ценить бесплатные и полезные радости. Ходьбу пешком, например.

Да что там Карловы Вары, мы и в Прагу на машине не ездим. Причем не столько из–за парковок (во многих районах города они бесплатные — если, конечно, найдешь), сколько благодаря отлично налаженному автобусному сообщению. Каждый час курсирует ярко–желтый (не спутаешь) автобус компании Student Agency (да, именно так и переводится: «Студенческое агентство»), в дороге два часа 15 минут, из центра одного города прямо в центр другого с остановками в аэропорту и возле метро. Стоит это удовольствие 160 крон (8 долларов). Но можно и дешевле. Если купишь специальную карточку этого самого «Агентства», положишь на нее деньги (минимум 500 крон, 25 долларов), то можешь покупать билет между Карловыми Варами и Прагой за 6,5 доллара — экономия вроде и небольшая, но если ездишь часто... Причем платить можешь как раз этими положенными на карточку деньгами, закончились — снова пополняешь карточку и снова ездишь дешевле. Очень удобно. Да, чуть не забыла: автобусы комфортабельные, в пути кино показывают и дают свежую прессу и чай, кофе (все бесплатно). Два часа пролетают незаметно.


Оплачивать поездку можно наличными деньгами в кассах и платежных терминалах, но это, скорее, удел туристов и других неместных жителей. Большинство предпочитает интернет или sms. Произвел оплату — тебе прислали код билета. Во время посадки показываешь бортпроводнику (он есть в каждом автобусе) свой номер, он сверяет со списками — и вперед, устраивайся поудобнее, выбирай, какой именно кофе хочешь выпить сегодня: капучино, американо или вообще горячий шоколад. Как говорится, любой каприз... Если не купил билет заранее, жди конца посадки, будут места — заплатишь деньги бортпроводнику и поезжай.


Student Agency своими желтыми автобусами буквально наводнил всю Чехию и сопредельные страны. Начиналось все 20 лет назад, и тогда компания во многом была действительно студенческой: охотно принимала студентов на подработку (знание английского обязательно) и организовывала для них поездки и изучение иностранных языков в соседних европейских странах. Модель создания таких бюджетных транспортных компаний по всему миру примерно одинакова: минимальное количество офисов и уход в интернет (экономия на аренде и зарплате сотрудников), для начала — только самые востребованные маршруты. Потом к перевозкам автобусным добавились продажи авиабилетов, аренда автомобилей, организация туристических поездок, сейчас вот Student Agency активно выходит на рынок чешских железнодорожных перевозок. Очень популярная компания. Из Праги в Лондон с ней можно доехать за 48 долларов, в Вену — за 23 доллара. Конечно, если покупать билеты заранее (например, за месяц) и с фиксированными датами — как в бюджетных авиакомпаниях. Чехи (студенты и вполне солидные люди) и туристы ездят с удовольствием. И я вместе с ними. И частенько задаюсь вопросом (как, думаю, и многие другие белорусы, имеющие опыт бюджетных путешествий по европейским дорогам): а почему в Беларуси этого нет? Дорогами мы своими вроде как гордимся (хотя не всегда обоснованно), народ между городами передвигается все активнее, так почему у нас до сих пор нет таких транспортных компаний? И чтобы билеты — в интернете или через sms.


Ну, подумаю об этом в дороге — сяду на желтый и поеду в Прагу на выставку. Или концерт. До Праги ведь рукой подать — и газету прочитать не успеешь...


Советская Белоруссия №5 (24388). Суббота, 11 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter