Железные парни

Первыми мотоциклами многих байкеров были всего лишь «Явы»...

Первыми мотоциклами многих известных ныне белорусских байкеров были всего лишь старенькие разбитые «Явы».

Кожаные куртки, суровые лица, особый кодекс… Их постоянные спутники — мощные ревущие мотоциклы, а жизненное кредо — быть свободным и независимым.

О байкерах ходит много толков и пересудов, но мало кто знает наверняка, какие они на самом деле. Мифы о самих себе корреспонденту «Р» развеивали председатель столичного клуба «Железные братья» Александр Каниковский и его друзья Павел Мельников и Дмитрий Моисеев.

Шум дорог и ветра свист

Прежде чем начинать разговор, решаем проехаться по столичным дорогам. С восхищением смотрю на блестящий «Сузуки Интрудер».

— У меня классический чоппер «Сузуки», но здесь стоят «харлеевские» трубы. Слышите, какой звук? — Александр Каниковский едва перекрикивает рев мотоцикла. — Кстати, компания «Харлей Дэвидсон» даже запатентовала звук выхлопа.

Это, по словам мотоциклистов, самый легкоуправляемый байк из тяжелых чопперов — весом в 340 килограммов. Бензобак располагается под сиденьем, поэтому центр тяжести смещается вниз. На обычном же мотоцикле с тяжелым баком можно запросто упасть на повороте. Подходить к этому красавцу желательно с левой стороны: с правой можно обжечься о трубы.

— Можно я за вас подержусь? — как новичок спрашиваю я.

— А здесь больше не за что, — улыбается Александр. Поехали!

Лицо обдает свежестью. Начинается основная дорога, едем быстрее. Останавливаемся на светофоре: среди одних машин чувствуешь себя оригиналом.

— Езду на мотоцикле можно приравнять к полету на самолете, — рассказывает Александр. — Он управляется не только рулем, но и телом. Некоторые спортивные модели вообще на 90 процентов зависят от движения тела. Вход, выход из поворота — это как танец, живой адреналин. Но мой мотоцикл спокойный, не мешающий основному движению. С пассажиром по городу больше 70 км не имею права разогнаться. Сотрудники ГАИ иногда останавливают просто ради любопытства, на мотоцикл посмотреть.

Магелланы на байках

В Белорусскую ассоциацию мотоклубов входят 10 клубов и еще 5 претендуют на вступление, в общем, она объединяет более 3 тысяч мотоциклистов. Клубы немногочисленны: в них принимаются только проверенные годами люди. Чтобы провести любое мероприятие, клуб должен быть зарегистрирован в Минюсте.

— Ассоциация была создана для того, чтобы это массовое движение не переросло в неуправляемое течение, когда любой подросток, не имея представления о мотодвижении, может надеть жилетку, нашить цвета клуба и поехать за границу представлять нашу страну. Вообразите: у нас 126 районных центров, и если в каждом будет открыт мотоклуб, то это чревато. Молодежь насмотрится фильмов, в которых байкеры — это чуть ли не торгующие наркотиками головорезы, и может опорочить наше движение.

Все клубы делятся на МС, МСС, MG — спортивного и смешанного направления. Например, клуб «Racing Clan» занимается трюковой ездой, их мотоциклы мощные и скоростные. В смешанных клубах люди с мотоциклами-туристами, чопперами, суперкруизерами, рассчитанными на дальние поездки. В Польше, России, Германии есть клубы и с криминальным уклоном: «бандидос», «однопроцентники», «Хелс энджелес». Ассоциацией запрещено создавать в Беларуси клубы-филиалы этих организаций, но их членам все же можно посещать белорусские фестивали в качестве гостей.

«IRON BROTHERS» — клуб МСС. 12 лет назад Александр сам принимал участие в его создании. Ежегодные организации международных фестивалей в Беларуси, участие в одесском «Гоблин-шоу», в варшавском слете — это лишь некоторая часть общественной жизни мотоциклистов. Многие белорусские байкеры чартерным рейсом вместе со своими байками летают в США на фестиваль в Дайтон, на родину известного «Харлей-Дэвидсона», собирающий около 100 тысяч мотоциклистов одновременно. Самые выносливые объезжали Австралию по береговой линии, бывали в ОАЭ на Дубайском фестивале, на Байкале. Когда прошлым летом возвращались из Крыма, поднялся такой сильный ветер, что байки 2 часа ехали наклоненными под углом 45 градусов. Парня на трайке — мотоцикле с двумя автоколесами сзади — ветром отбросило на 2 метра от дороги.

Педагогический этюд

Со дня основания клуба в ногу с байкерами идет белорусское общественное объединение «Республика без наркотиков». «Железные братья» уже 10 лет курируют Станьковский детский дом, покупают для детей подарки, среди которых, что неудивительно, был и мотоцикл.

— Мы показываем детям, что быть байкером — значит, быть здоровым и успешным, потому что это недешевое удовольствие, — признается лидер клуба. — Наркоман, который крадет из дома бытовую технику, чтобы ширнуться, в байкерской среде будет не понят и осужден. В 2001 году я познакомился с алкоголиком, человеком со многими физическими недостатками. Байкеры считали его пропащим, на первых фестивалях он просто валялся в грязи. Сейчас он пример для остальных. При своих серьезных физических недугах он на мотоцикле покрывает огромные расстояния. И совсем не пьет.

«Железные братья» сотрудничают со шведской организацией, которая занимается возвращением бывших преступников и наркозависимых в общество. В клубе есть разные люди — от студентов до руководителей банков. Мои же собеседники оказались предпринимателями. Все катаются с детства. Александр водит мотоцикл с 14 лет, его стаж — уже три десятка. Дмитрий катается более 20 лет. Вспоминает, как мечтал о мотоцикле стоимостью 1000 рублей с 6-го класса. Как-то за лето в деревне заработал 100 рублей. Потом поступил в ПТУ, откладывал стипендию, а когда пошел работать, приложил к собранной сумме первую зарплату. Мечта сбылась.

От «Явы» до «Харлея» рукой подать

Для всех клубов создан общий свод правил, который понятен байкерам всего мира. Например, если один мотоциклист видит на дороге другого, то обязательно остановится, познакомится и поможет, если нужно. По словам лидера «IRON BROTHERS», разницы нет — стоит на дороге отечественный «К-750» или мотоцикл высокого класса.

— Помню, был у меня «Харлей-Дэвидсон». Я его выкатывал из гаража, а рядом со старенькой «Явой» возился паренек и так жадно смотрел в мою сторону, но подойти боялся. Я сам это сделал, заговорил о мотоциклах. Теперь это известный в Беларуси байкер Тимур Рефери, тогда еще просто Тима. Ведь если у человека нет средств, чтобы приобрести дорогой мотоцикл, это не значит, что так будет всегда.

Подошел Павел.

— Звонили девушки из Таллина, хотят приехать на своих мотоциклах в Минск на сентябрьский фестиваль, но есть проблемы с визой. Нужно помочь — сделать вызов.

Кстати, байкерам пересекать границу очень удобно: их, как обладателей двухколесного транспорта, пропускают без очереди.

Полвека на мотоцикле

Узнаю, что есть и свободные байкеры, которые не состоят ни в одном из мотоклубов. Байкер с самым большим стажем в Беларуси — один из них. Со Славомиром Хиневичем удалось познакомиться на следующий день. Его стаж вождения мотоцикла — более 45 лет! В 11 лет сел на отцовский ИЖ-56 и поехал. В отличие от большинства байкеров, он не продает своих железных коней, а коллекционирует. Сейчас их в гараже уже 15 штук. Самый старый выпущен в 1949 году.

— Почему я не хочу принадлежать к какому-то определенному клубу? На это есть банальный ответ. Во-первых, я со всеми клубами в ладах. Время показало, что ребята пытаются конкурировать друг с другом, особенно при проведении байк-фестивалей. Во-вторых, думаю, что я просто занятой человек. В-третьих, не на всех байк-фестивалях мне интересно, ведь они порой похожи друг на друга, как близнецы. Но непререкаемые законы взаимопомощи байкеров, безусловно, соблюдаю. Более того, я являлся спонсором практически на всех белорусских байк-фестивалях. Поддерживаю тесные контакты с клубами из районных центров, с «IRON BROTHERS» и «Rolling Anarhy».

Знала, что байкеры — люди абсолютно разных профессий. И все же была удивлена, что Славомир Михайлович работает пластическим хирургом.

— Профессия и социальный статус не имеют значения. Но сидеть за рулем мотоцикла может не каждый. Нужен определенный характер, склад нервной деятельности. Как правило, это люди взрывные, эмоциональные, лидеры, совершенно не боящиеся преград и экстрима. Езда на мотоцикле — это свобода во всех ее проявлениях. Она сложна и требует напряжения. Но это ничто по сравнению с чувством, когда под тобой работает мощный двигатель и ты легко управляешь им.

Вспоминаю вчерашнюю поездку и соглашаюсь. Хотя была всего лишь пассажиром…

На снимке: Александр Каниковский со своим «Сузуки».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter