Когда кино гуманнее жизни

Железные игры

«Мне ни к чему одические рати/ И прелесть элегических затей./ По мне, в стихах все быть должно некстати, /Не так, как у людей», — написала в 1940 году Анна Ахматова, и сегодня каждый образованный человек прекрасно знает, из какого сора растут стихи, не ведая стыда. Этот материал появился, можно сказать, тоже из сора, из информационного мусора. Вот прочитал недавно, что 88-летняя звезда советского кино Наталья Фатеева сегодня с трудом передвигается по собственной квартире в Москве, что никого, кроме домработницы, у нее нет (и это при живых детях и внуках!), да и та вроде как недавно ее ограбила (но это неточно), и задумался, как же все-таки удивительно складывается порой жизнь. Когда же коллеги небольшим мазком напомнили, что в 1979 году вышла в прокат кинематографическая попытка понять мир тяжелой атлетики под названием «Железные игры», где Фатеева играла мать одного из главных героев, по совместительству выступив билетершей минского кинотеатра «Октябрь», где перед ней буквально расплывался от любви герой озорного актера Георгия Штиля (которому через десятилетия предстоит пять лет убегать из театра, чтобы ухаживать за больной женой, а после ее смерти жениться на ее лучшей подруге), где роль второго главного героя досталась Александру Пороховщикову (чьи последние недели жизни в 2012-м пролетели на глазах у всего бывшего СССР: он тогда ушел из дома, потом перенес инсульт, потом его жена, между прочим, внучатая племянница маршала Жукова, не перенесла плохих вестей и повесилась, и весь этот ужас до самой смерти актера сопровождался многочисленными спекуляциями в прессе и на ТВ), как сценарий этого материала был почти готов. Осталось лишь собрать осколки…

Итак, «Железные игры». Фильм производства киностудии «Беларусьфильм» Его синопсис прост и понятен. Известный штангист Николай Басаргин (Пороховщиков), мечтая завершить свою карьеру установлением мирового рекорда, переживает полосу неудач. Тем временем тренер Милютин, поставив крест на отслужившем свое спортсмене, принимается тренировать молодого Володю Кроля. Дальше начинается состязание, которое, кажется, еще не закончилось ни в одном кино. Жизнь, конечно, гораздо сложнее даже выхода к штанге, на которой установлен вес мирового рекорда.

В ролях: А. Пороховщиков, В. Сынгаевский, Н. Фатеева, Г. Штиль

…Прокурор захотела выяснить, почему Сынгаевский превратился из лицедея в преступника. «Седина в бороду, бес в ребро», — ответил на это Владимир. И пояснил, что во всем виноваты две сестры, работавшие у него домработницами. Актер завел с ними романтические отношения, захотел вывезти на море, купить каждой по квартире, а для этого нужны были деньги. На вопрос, прошла ли потом любовь, Сынгаевский пояснил, что сестры тоже занялись криминальным промыслом на ниве отъема квартир.

Владимир Сынгаевский в «Железных играх» сыграл тезку Кроля. А еще интернет, как злая беззубая старуха, нашептывает, что в его портфолио есть роли в таких известных советских фильмах, как «Покровские ворота», «Д’Артаньян и три мушкетера» и «Не бойся, я с тобой!». И как он мог докатиться до того, чтобы возглавить банду черных риелторов?!

Благодаря «Беларусьфильму» сегодня мы можем следить, как в фильме «Железные игры» штангисты бегают по холмам Раубичей, как такси передвигается по Минску конца 1970-х, как Фатеева отрывает билеты в недавно открытом кинотеатре «Октябрь». Там же в Раубичах герой Георгия Штиля тренер Хижняк вроде как пытается объясниться в чувствах маме Кроля в исполнении Фатеевой, но, отвечая на вопрос, почему у него нет семьи, произносит прочувственный монолог, который вполне мог бы сгодиться для любого сценария не только о спортивной жизни: «Все вроде было. Но в молодости… Так ведь спорт… Вон, Коля Басаргин, товарищ мой… Ушла от него жена несколько лет тому назад, а он на нее и не сердится. А за что сердиться? Он в году месяца три-четыре только дома бывал. А дома… На тренировке иной раз больше 20 тонн перетаскаешь… Потом как мертвый… Глаза закроешь — все железо мерещится. В ушах звон стоит от дисков. По ночам во сне кричишь, все штангу толкаешь. Колька Басаргин как сумасшедший работал. Все забывал: семью, друзей. А иначе нельзя. Одержимость требуется. Или-или… Большой спорт измен не терпит. Ему платишь всей жизнью…»

…В феврале 2020 года сотрудники МВД России задержали в Москве группу лиц, подозреваемых в мошенничестве с банковскими счетами и квартирами умерших москвичей. Как писали тогда российские газеты, злоумышленники разработали и использовали сразу две преступные схемы. Первая предусматривала незаконный перевыпуск сим-карт. Это удавалось при помощи базы данных одного из мобильных операторов, оказавшейся в распоряжении группировки. При помощи этих карт злоумышленники заходили в банковские онлайн-приложения и похищали деньги. Вторая схема позволяла мошенникам получать в собственность квартиры. Получив данные о смерти владельца московского жилья, у которого не осталось наследников, они проникали в квартиру и похищали документы, в том числе и на право собственности. Затем фабриковались фальшивые документы, в которых члены группировки значились в качестве наследников умерших. Далее они заявляли права на наследство и получали в свое распоряжение квартиры и банковские счета усопших. По данным следствия, мозговым центром и лидером черных риелторов был Владимир Сынгаевский — тот самый Кроль из «Железных игр». Когда оперативники прибыли к нему домой с обыском, бывший спортсмен и актер заблокировал дверь и стал выбрасывать из окна документы и мобильные телефоны. Правда, все это попадало в руки дежуривших под окнами сотрудников МВД.

Рассказывают, что в ходе последующего судебного процесса Сынгаевский был как на сцене: говорил драматично, с ходу отвечал на вопросы. Он не забыл сделать акцент на своем творческом прошлом, уточнив перед последним словом у адвоката, стоит ли сказать, что он артист. Конечно, артист! Да еще какой. Ведь в деле фигурировали сведения о незаконных сделках на 19 млн российских рублей. Тогда же горе-риелтору припомнили две ходки за мошенничество (в 2003 и 2009 годах), из которых он выходил досрочно. Тогда вспоминали, как в «Покровских воротах» Сынгаевский играл бессловесную, но яркую роль тренера по плаванию, угрожавшего пистолетом своему сопернику Аркадию Велюрову (роль Леонида Броневого). А еще тогда же писали, что к своему третьему приговору (5 лет колонии) Владимир заключил досудебное соглашение о сотрудничестве, обязуясь активно способствовать раскрытию преступлений. Еще и мелодраматическую историю про любвеобильных домработниц приплел…

Ну а его киношная мать Наталья Фатеева сегодня одна, совсем одна. Из-за халатности врачей при операции на суставе ей занесли инфекцию, из-за чего теперь она не может совсем передвигаться самостоятельно. Благотворительные организации снабжают ее продуктами и лекарствами. Но все задают вопрос о детях и внуках. А там — тишина… Почему? В прессу уже попадали рассказы о том, как ее старший сын еще в школе познакомился с девушкой, та забеременела, но Фатеева настояла на аборте. Спустя несколько лет такая же история случилась уже с дочерью кинозвезды: она тоже забеременела, не окончив школу. Парня забрали в армию, он не знал о беременности. А девочка долго не могла понять, что с ней. Когда поняла, пришлось рожать. Но Фатеева подписала отказ от младенца, так как дочь была несовершеннолетней. Она же сказала дочери и сыну, что ребенок умер. Хорошо, что те не поверили. Благодаря им малыш не попал в дом малютки. Его усыновили бабушка и дедушка по отцовской линии. Но мальчик до сих пор не может простить ни мать, ни бабушку Наташу.

В ТЕМУ

Вспомните, кстати, историю Сергея Шевкуненко, который играл главную роль в фильмах «Кортик» и «Бронзовая птица», а к началу 1990-х был уже шесть раз судимым за все, что только можно?! Дикий бандюган Шевкуненко был убит в 1995-м в собственной квартире вместе с матерью…

Кирилл КНЯЗЕВ.

infong@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter