Железные гены

Очередное «золото» у наших тяжелоатлетов!

Очередное «золото» у наших тяжелоатлетов! Вслед за Виталием Дербеневым, который победой открыл проходящий в Минске чемпионат Европы по тяжелой атлетике, на высшую ступеньку пьедестала поднялась и Анастасия Новикова.


Победу эту Настя ждала и хотела. И разминуться с ней просто не могла. После «бронзы» олимпийского Пекина и «серебра» чемпионата мира, где она уступила лишь китаянке Ли Сеинь, в Европе соперниц у белоруски уже не осталось. Да и не с ними боролась вчера Новикова. Вопрос в категории 58 килограммов был, по большому счету, лишь один: будет ли рекорд? Рекорд состоялся. Со вчерашнего дня новое высшее достижение Европы в двоеборье равняется 238 килограммам.


На фоне побед Дербенева и Новиковой «бронза» Валентины Ляховец немножко затерялась. А она тем не менее стоит не меньше иного «золота». Ведь и Дербенев, и Новикова — бойцы проверенные. От них медалей ждали. А для молодой девушки из Лельчиц «бронза» нынешнего чемпионата стала первой наградой большого спорта! И, вероятно, не последней. От «серебряной» болгарки Боянки Костовой белоруску, не потерявшуюся среди многочисленных рекордов, установленных в категории 53 килограмма, отделил всего один килограмм. «Одну попытку запорола, — сетовала после награждения светящаяся от радости Валентина. — Могла бы второй быть...»


Новое высшее достижение в толчке в этой категории турчанка–чемпионка Айлин Десделен зафиксировала на рубеже 120 килограммов. И соперничать с набравшей в сумме двоеборья 208 килограммов турчанкой  не мог никто. Но это — пока...


Верим, что придет время и Геннадия Махвиени. Зафиксируй он во второй попытке толчка 161 килограмм — быть и третьей белорусской медали. Увы. Из–за небольших погрешностей в технике движения плечо спортсмена не выдержало нагрузки. Потерявшего сознание Геннадия прямо с помоста отвезли в больницу, где врачи констатировали, что серьезных повреждений удалось избежать. Впрочем, даже после такой драматической развязки обладателю бронзовой награды — азербайджанцу Зульфугару Сулейманову — Махвиеня проиграл всего 3 килограмма... Вчера вечером во Дворце спорта сражались еще две олимпийские надежды — Диана Сазанович и Николай Черняк. Сегодня в борьбу вступит бронзовый призер минувшего чемпионата Европы Николай Новиков...


Богатырей в Беларуси всегда хватало. Начиная с 1976 года, когда Валерий Шарий, взметнув над головой штангу, стал олимпийским чемпионом Монреаля, наши ребята с завидным постоянством поднимались на мировые и олимпийские пьедесталы. Леонид Тараненко, Александр Курлович... Они и сегодня в Минске. Наблюдают, оценивают, сравнивают. Правда, Леониду Тараненко об успехах соотечественников докладывают по телефону, а всю остальную информацию нашему олимпионику приходится выуживать из телетрансляций — аппендицит уложил его в больницу в самый неподходящий момент. Но олимпийские чемпионы бывшими не бывают, и кому, как не им, знать секрет белорусских побед.


– Конкурировать с Китаем Беларусь не в состоянии — слишком разные масштабы, — говорит Тараненко. — Даже титул чемпиона Европы может оказаться недостаточным аргументом для попадания на мировой пьедестал. Поэтому мы просто обязаны компенсировать количество качеством и организованностью. Каждый найденный талант должен быть выращен до уровня сборной, а не сломан в процессе тренировки. Сейчас же система отбора и подготовки налажена лишь в Могилевской области. Чемпионат Европы и завоеванные дома медали могут стать ощутимым толчком для развития тяжелой атлетики, но мы должны его эффективно использовать.


— То, что нам удалось провести в Беларуси турнир такого уровня, это большое достижение, — на чемпионате Европы Александр Курлович — лицо официальное. Главный судья! Человек, от которого ни одна мелочь не ускользнет и который, как никто другой, знает цену этим мелочам. — Даже с точки зрения престижа страны. Открытие, организация соревнований — пока нам все удается делать на самом высоком уровне. Да, зрителей не очень много. Но прямую трансляцию телеканал «Евроспорт» ведет на 45 стран, и, по нашим данным, смотрят ее сотни тысяч человек.


Ну и результаты, конечно, радуют. Виталий Дербенев, например. Когда я закончил карьеру, мне было 35. Ему сейчас — 34, и, на мой взгляд, его выступление показало, что еще пару лет он может выступать на мировом уровне. С другой стороны, эта победа говорит еще и о том, что конкуренция сейчас в Европе не столь уж и велика. И явных лидеров не видно. Но лично меня радует то обстоятельство, что белорусской школе на этом фоне удается уверенно удерживать высокие позиции.


Где школа — там и ученики. Без них никак. И с этим важнейшим слагаемым в последние годы ситуация все напряженнее. «Мало детей», — разводит руками еще один олимпийский чемпион Валерий Шарий. 5 лет назад, пытаясь исправить эту тенденцию, Валерий Петрович открыл в столице тяжелоатлетическую «Школу Шария». Увы, но залогом аншлага имя одного из самых выдающихся штангистов в истории белорусского и советского спорта не стало.


— Вообще, белорусская тяжелая атлетика — во многом уникальное явление, — рассуждает чемпион. — С одной стороны, результаты наших ребят впечатляют. И постоянство есть, и преемственность поколений. Но даже олимпийские победы отнюдь не делают штангу популярнее. Согласитесь, вряд ли чемпионат Европы по футболу прошел бы в Минске при пустых трибунах. То–то же. Такой у нас вид спорта, узкоспециализированный. И нераскрученный. Ведь собирались же в СССР полные залы. Чемпионы на первых полосах газет, реклама... А сейчас? Ведь имея таких атлетов, как Арямнов, Рыбаков или Новикова, можно и нужно использовать их достижения для развития спорта. По регионам ездить, соревнования там проводить. Пусть не международные, но хотя бы республиканские. И не так, как чемпионат страны сейчас проводят — в спорткомплексе «Спартак», где он больше похож на открытую тренировку и никто о нем не знает. А почему бы не провести его, скажем, в Гомеле. С рекламой и всем соответствующим антуражем. Ведь именно там, на периферии, нужно искать будущих чемпионов. Столичная молодежь слишком разбалована. Поверьте, богатырей в Беларуси меньше не стало. Но чтобы сделать из них чемпионов, ребят нужно привезти в училище олимпийского резерва, разместить, обеспечить... С этим постоянные проблемы. Да, больше нет чемпионата Союза, пройти сито которого с его тренерскими дрязгами и закулисными играми было очень сложно. Но при этом и центр тяжелой атлетики сместился из Европы на Восток. На смену СССР, Болгарии и Турции пришел Китай. Причем пришел стараниями наших тренеров и немецких фармакологов, и пришел надолго и всерьез. У них чемпионат страны месяц идет! 500 атлетов в несколько этапов определяют сильнейших. Пока нам удается держать марку за счет школы и опыта. Но терять таланты мы просто не имеем права...


Так что все остальные — подвиньтесь!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter