Железные аргументы

Никто не станет спорить: вторсырье, к примеру, лом железа — штука для экономики нужная. Старые тазики, решетки, кузова автомобилей переработают и переплавят во что–нибудь полезное...

Никто не станет спорить: вторсырье, к примеру, лом железа — штука для экономики нужная. Старые тазики, решетки, кузова автомобилей переработают и переплавят во что–нибудь полезное. Это мы усвоили со времен пионерского детства. Однако сейчас, как выяснилось, металлолом сдать бывает нелегко. «В приемном пункте потребкооперации лом не принимают до 1 сентября, — пожаловалась в витебский корпункт «СБ» продавец из Шарковщины Людмила Бейнарович. — А в глубокском цехе «Витебсквтормета», куда мы гоняли загруженный микроавтобус на протяжении 2 недель, очередь такая, что не достояться! Хотели сделать полезное дело и денег выручить, а получилось, что только зря нервы и бензин потратили».


Неужели вторичное сырье никому не нужно? Чтобы разобраться в ситуации, я отправился по указанным адресам.


...В Шарковщине желающих сдать металлолом хоть отбавляй. Только вот, сетует заместитель председателя Шарковщинского райпо Татьяна Голуб, площадка загружена полностью, а своего транспорта нет.


— Ждем, когда лом заберет глубокский цех «Витебсквтормета»...


На днях побывал и в Глубоком. Воскресным вечером не поленился добраться до цеха. Поразили не только груды бытового лома, ржавеющего неподалеку от входа, но и очередь. У ворот — с десяток грузовиков, легковушек, прицепов, набитых покореженными холодильниками, спинками от кроватей... Автомобили заперты. Вокруг — ни души.


На следующее утро оживление у цеха царило задолго до 8.00. Очередь росла на глазах. Разговорился с фермером Геннадием из Поставского района. Тот был откровенен:


— Я четвертый день оставляю здесь грузовик. Сегодня — 6–й по очереди, но не уверен, что меня в течение дня примут.


— Не хватает железнодорожных вагонов, чтобы расчистить территорию. Вот и получается, что разгрузиться мы можем лишь на пятачке, который работники цеха освободят, сплющив и покромсав привезенный ранее металл пресс–ножницами, — это поддержал разговор собеседник из Глубокого.


Добавьте сюда восемь 10–тонных МАЗов цеха, которые вывозят лом с фабрик, заводов и из колхозов шести близлежащих районов. В общей очереди они не стоят. Транспорту сельхозпредприятий во время страды — тоже зеленый свет... Бывают дни, когда из числа частников за день разгружаются лишь 4 — 5 счастливчиков. Почему так мало? У директора глубокского цеха «Витебсквтормета» Анатолия Цынкевича своя правда:


— Мы же не запретим людям оставлять автомобили в очереди на ночь. А с предприятиями нам работать выгоднее. Лом качественнее, цены ниже. А жалуются на нас обычно те, кого не приняли из–за существующих правил. У частников мы берем только бытовой лом. Для этого на приемке даже камеры видеофиксации стоят.


Если же в цех привезут рельсы или промышленный трубопровод большого сечения, туда сразу вызовут милицию. Принимать металл из закрытых авто нельзя по технике безопасности. И, наконец, если сдать больше трех тонн лома в год, вашими доходами начинает интересоваться налоговая. Несмотря на это, мне показалось, что большинство людей из очереди приехали в цех не впервые. Некоторые этого, кстати, и не скрывали. Даже делились собственными ноу–хау, как ускорить процесс ее прохождения, обойти налоговое законодательство или сдать в утиль колхозный комбайн, спрятанный в лесу после пожара...


«Витебсквтормет» со своей главной задачей — госзаказом по обеспечению сырьем Белорусского металлургического завода — справляется. И от частников по сравнению с прошлым годом прием увеличился. За 7 месяцев — на 3 тысячи тонн.


— По сравнению с прошлым годом цены на лом в Беларуси выросли более чем в 3 раза (в среднем до 1 миллиона 170 тысяч рублей за тонну). Сдают его активно. Отсюда — очереди, ажиотаж. Вагоны, к сожалению, выделяются неритмично. Приходится ждать, чтобы вывезти заготовленный металл, — не скрывает заместитель директора «Витебсквтормета» Валерий Мицкевич. — С населением мы работаем не так давно. Организационных сложностей хватает. К примеру, когда тяжелая техника разгружает промышленный лом, на этой же площадке не имеет права находиться человек, который из своих «Жигулей» руками выбрасывает железо.


Выход из ситуации тут может быть один — разделить частный и промышленный потоки. Так, например, сделали в витебском цехе «Втормета». Там для населения соорудили отдельную площадку. Теперь легковушки с прицепами и «микрики» не «путаются под ногами» у многотонных грузовиков. И очередей длинных нет. Сам видел. По словам Мицкевича, новшество планируют внедрить и в других цехах: в Орше, Полоцке, Глубоком. Правда, средств, чтобы сделать все и сразу, не хватает.


...После неудачных вояжей в Глубокое около 2 тонн лома Людмила Бейнарович выгрузила рядом с домом. Если в райпо ситуация не изменится, она отдаст все это добро перекупщикам, которые отвезут его в Россию. В деньгах Людмила не потеряет: у восточных соседей металл дороже. А вот БМЗ, которому отечественного утиля не хватает, придется потом этот же лом покупать за границей. Такой вот круговорот железа получается.


Прямая речь


Ирина Марченко, начальник отдела контроля за использованием черных, цветных, драгоценных металлов и камней Комитета государственного контроля:


— Общереспубликанский госзаказ на поставку лома и отходов черных металлов в этом году установлен в объеме 1,5 млн. тонн. Математика проста: чем больше заготовим металлолома для металлургических производств, тем меньше придется тратить дефицитной валюты на его закупку, скажем, из России. Пока же организации «Белвтормета» поставили на Белорусский металлургический завод всего 45 процентов от общего объема лома. Во время плановых проверок КГК проанализировал ситуацию со сбором, учетом, хранением и использованием лома и отходов черных и цветных металлов на 89 предприятиях страны. Факты бесхозяйственности по–прежнему выявляются. Например, только в ходе проверки КУП «ЖКХ Минского района» выявлено более 113 тонн «неучтенки». Расчистили и территорию «кладбища» башенных кранов в промышленной зоне «Шабаны». Оттуда было вывезено металлургического сырья на общую сумму более 1 миллиарда рублей.


Компетентно


Виктор Загорский, старший инспектор Оршанского межрайотдела УДФР Комитета госконтроля Витебской области:


«Пока на тонне металла у соседей можно заработать на 7 — 8 тысяч российских рублей больше, вторсырье будут вывозить за границу. За последние 19 месяцев за незаконную предпринимательскую деятельность, а также за работу без лицензии к административной ответственности мы привлекли 47 человек. Если бы «вторметы» и райпо, принимающие сырье у населения, проводили более взвешенную ценовую политику и четче организовывали работу, ситуация не была бы столь напряженной. К сожалению, есть примеры, когда некоторые руководители (не будем называть конкретные адреса, так как дело сейчас в суде) покрывают теневиков, помогая им избежать наказания».

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter