Мотолюбитель Генрик Дзитко собрал уникальную коллекцию мотоциклов советской эпохи

Железное хобби

У 76‑летнего байкера из Гродненского района в ангаре стоят 36 железных коней. Здесь техника заводов Минска, Ижевска, Киева, Тулы, Ирбита, Коврова. Есть экспонаты из Венгрии и Чехословакии. Зачем в начале 1990‑х Генрик Дзитко начал собирать эту коллекцию, корреспондент «СБ. Беларусь сегодня» узнала из первых уст.


Время удивлять

К Дзитко в Поречье я приехала на мотоцикле. Может, потому и беседа задалась с первых минут. Мотолюбитель искренне восхищался моей Honda Shadow. А когда распахнул двери своего ангара, удивляться настала моя очередь! Такого количества олдскульных мотоциклов — образцов старого стиля, ставших классикой, — под одной крышей я не видела. «Ява», «Иж Юпитер», «Планета», «Паннония», «Урал», «Муравей» — чего здесь только нет! В глаза сразу бросается красный мотоцикл с коляской «Ява-350».

— Неужели киношный? — спрашиваю у Генрика Адамовича.


— Точно! На таком гонял герой всеми любимого фильма Гайдая «Бриллиантовая рука» Геша Козодоев! Хотите посидеть в люльке? — неожиданно предложил мотолюбитель.

Отказаться не смогла. Между прочим, сидеть в коляске очень даже удобно! Есть в коллекции мотолюбителя еще один узнаваемый по кино раритет — двухскоростной мопед «Верховина» из фильма «Приключения Электроника». Но обо всем по порядку.

Мотоцикл — любовь семейная

К мотоциклам Генрик Дзитко неравнодушен с молодости. Говорит, это семейное:
— У отца были «Минск» и «Иж Юпитер» с коляской, мне они очень нравились. Но сел за руль, как и положено, в 16 лет — после того как получил права. Первым мотоциклом, который купил сам, стала ­«Ява-634». На ней я с друзьями объездил всю страну!

Большая любовь к технике даже на выбор профессии повлияла. Дзитко — инженер-конструктор, который знает двигатели внутреннего сгорания как свои пять пальцев. Сначала работал в Минске на тракторном заводе, а в 1974 году вернулся в Гродно, где трудился на предприятиях Министерства транспорта.

— А как же вы в Поречье оказались? — спрашиваю.

Замуж вышел, — смеется Генрик Адамович. — Супруга Янина Альбиновна родом отсюда, поэтому переехали в Поречье, построили здесь дом. С женой катались много, ей тоже нравятся мотоциклы. Вместе воспитали сына Юрия и дочь Юлию. Сейчас счастливые бабушка и дедушка пяти внучат!


Колесо времени

Идея собрать свою коллекцию мотолюбителю пришла внезапно:

— Помню тот момент, когда в СССР, европейских странах начались проблемы в промышленности. Понял, что мотозаводов скоро не станет, и решил сохранить историю для потомков: собрать те мотоциклы, которые были доступны для широких слоев населения и выпускались заводами в странах Варшавского Договора. Первым купил Иж-49, потом в арсенале появилась «Паннония», подкатили мотоциклы с колясками.



Когда больше трех десятков железных коней вместе стоят, вся их мощь ощущается!  
Любимчиков нет. Каждый экземпляр для коллекционера особенный. Раньше, говорит, были хорошие технологии и для простых людей все делалось: учитывались особенности дорог, финансовые возможности и потребности населения.

— Вот, например, Иж-49, дедушка «Юпитеров» и «Планет», специально сделан для эксплуатации на селе: низкое комфортное сиденье, хорошая проходимость, ручное переключение передач, что очень удобно для езды по бездорожью, со стороны крышки бака — мерный стакан для удобства заправки. Все на руку мотоциклисту, — дает высокую оценку мотолюбитель.

Большая мечта

В коллекции есть и «силачи» — мотоциклы, которые использовались для доставки ­грузов.

— Эти  беговые лошадки работали в хозяйстве. На них в деревне возили картошку, зерно, дрова. Вся техника прочная, железная. Пластмассы нет нигде, — перечисляет плюсы Дзитко.


Интересуюсь, что на ходу. Генрик Адамович уточняет: работает только часть техники, но услышать рев мотора любого мотоцикла при желании можно — понадобится всего полдня, чтобы оживить тот или иной экземпляр. Ремонтировать все коллекционер не видит смысла: найти оригинальные запчасти или второй мотоцикл-донор очень проблематично и дорого.

Медленно продвигаемся между рядами техники. Недалеко от Ижа стоит «Паннония» венгерского производства. Раньше была распространена, а сейчас всем в диковинку — стрелка спидометра ведет отсчет в обратную сторону. Нельзя не заметить и знаменитый тульский мотороллер с прицепом «Муравей». Этот малыш мог перевозить до 350 килограммов груза, заводился со стартера и даже ездил задним ходом. И еще одна легенда — «Днепр МТ-10 — 36» Киевского мотоциклетного завода, 1980 года выпуска. Мощный мотоцикл с коляской был очень популярен в Советском Союзе. Нынешний владелец переделал его под себя. Облегченный вариант коляски, защита на руле и на двигателе. На нем Дзитко не раз ездил за грибами.


— Здесь живая история советских мотоциклов, — окидывает взором коллекцию собеседник. — Хорошо, что родные люди поддерживают мое увлечение. Ведь это и деньги, и время… Иногда хочется послушать, как мотор поет, тогда иду в ангар, завожу что-то. Жена помогает, чем может. Вместе мы восстанавливали «Паннонию». Детям и внукам тоже мото интересно. Сказал, если получат права, любой на их выбор мотоцикл из коллекции сразу восстановлю. Только чтобы ездили! Классика — она ведь вечная! — говорит Генрик Дзитко.

Есть у байкера большая мечта: собрать вместе матерых советских мотолюбителей и устроить свой ретромотопробег. Пусть не «на дальняк», пусть небыстро, зато на своем ходу, с полными баками и попутным ветром!



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter