Перроны, поезда, кассы, зал ожидания… Тут особая атмосфера, особая энергетика. Люди встречаются, расстаются, что-то продают, покупают, порой и нелегально. Неотъемлемой частью этой вокзальной жизни являются и сотрудники органов внутренних дел на транспорте. К слову, сегодня, они отмечают свой профессиональный праздник. Узнали у минских «транспортников», с чем приходится иметь дело на белорусской «чыгунке».
«Транспортники» столичного ОВД обеспечивают охрану общественного порядка на 11 железнодорожных станциях и 12 остановочных пунктах, находящихся в пределах городов Минска, Молодечно, Борисова и Слуцка, а также в поездах, движущихся по территории Минской области. По словам временно исполняющего обязанности начальника Минского отдела внутренних дел на транспорте Геннадия Завацкого, час пик для транспортной милиции – утро и вечер. Время, когда люди добираются на работу и возвращаются с нее. А еще вторая половина пятницы – день разъездов перед выходными.
Патрулируют сотрудники транспортной милиции чаще те маршруты, которые наиболее популярны у граждан. Например, летом под контроль берутся электрички, идущие к Минскому морю. Так как сезон отдыха, то многие после работы или на выходных отправляются ближе к водоему. Кстати, особое внимание милиционеры уделяют именно электричкам. Самый бюджетный вид транспорта. И этим все сказано…
– Около 70 процентов преступлений, происходящих на транспорте, — это кражи. Воруют мобильные телефоны, кошельки, сумки. Люди часто кладут мобильный телефон на стол в плацкартном вагоне, например, а сами идут за чем-нибудь или в туалет. Возвращаются, а смартфона нет. То же самое и с кошельками, которые пассажиры оставляют в карманах курток, — рассказывает Геннадий Завацкий. — Есть и те, кто просит спутников посторожить несколько минут свои вещи. Правда, не всегда незнакомец оказывается честным.
Кстати, жертвами краж чаще всего становятся пьяные. Они же и зачинщики конфликтов. Хотя таких пассажиров с каждым годом, к счастью, все меньше. По правилам, в подобном состоянии запрещено находиться в общественном транспорте. Да, билет в таком случае сдать не получится. «Суперактивных» высаживают на ближайшей станции. Это делается ради общей безопасности.
– В целом обстановка на железной дороге, в отличие от знаменитых девяностых, спокойная. Даже в мини-кафе на вокзале все мирно. Стало меньше в вагонах и несанкционированной торговли, – отмечает правоохранитель.
Отдельная тяга к железной дороге у молодежи. Так называемые зацеперы, практикующие езду на вагонах поезда. Цепляются за крышу либо за иные конструкции и едут. Подобные трюки их друзья еще и снимают на видео. В поисках адреналина так катаются подростки старше 14 лет, говорит Геннадий Завацкий.
– Ответственность за недетские игры наступает с 14 лет. Частью 1 статьи 18.4 КоАП предусматривается наложение штрафа до трех базовых величин. В случаях, когда подросток не достиг этого возраста, за его действия отвечают родители или те, кто выполняет их обязанности.
Помимо работы с нарушителями покоя на железной магистрали, проводят сотрудники и широкую профилактическую работу. Например, накануне своего профессионального праздника организовали для детей из разных школ Минска конкурс рисунков и стихов на тему безопасного поведения на железной дороге и вблизи нее. Награждение победителей прошло на вокзале «Минск-Пассажирский». Затем правоохранители провели детей в место, куда стекается вся информация по линии железной дороги столицы – в оперативно-дежурную службу. Именно здесь сотрудники первыми узнают, если, к примеру, произошла кража или же в вагоне буянит пьяница. После чего немедленно реагируют на сообщение. И до конечного пункта правонарушитель уже может не доехать. Его снимут с поезда прямо в руки милиционеров.
– Периодически сотрудники отделения посещают учебные заведения, расположенные поблизости от железной дороги, где беседуют с ребятами, показывают профилактические ролики, отвечают на вопросы. Также они встречаются с трудовыми коллективами и проводят инструктажи с родителями, – говорит правоохранитель. – В 2022 году на объектах железнодорожной инфраструктуры Минского отделения травмы получили два человека, а в Минской области – более 50 человек. В большинстве своем они были состоянии алкогольного опьянения. Известно, что тогда люди теряют бдительность и внимательность…
По словам Геннадия Завацкого, большинства случаев можно было избежать. Главное – соблюдать простые правила.
– На железнодорожных путях и вблизи них категорически запрещается пользоваться наушниками и телефонами. Стоит снимать и капюшоны: они ограничивают видимость и мешают заметить приближающийся состав. Дети часто они приходят на железную дорогу, чтобы побегать по шпалам или поиграть. Но родители должны четко донести им, что это не место для забав.
Фото ГУВД Мингорисполкома и архивные sb.by