Железная магистраль: как транспортная милиция поддерживает безопасность на минской «чыгунке»

Перроны, поезда, кассы, зал ожидания… Тут особая атмосфера, особая энергетика. Люди встречаются, расстаются, что-то продают, покупают, порой и нелегально. Неотъемлемой частью этой вокзальной жизни являются и сотрудники органов внутренних дел на транспорте. К слову, сегодня, они отмечают свой профессиональный праздник. Узнали у минских «транспортников», с чем приходится иметь дело на белорусской «чыгунке».

«Транспортники» столичного ОВД обеспечивают охрану общественного порядка на 11 железнодорожных станциях и 12 остановочных пунктах, находящихся в пределах городов Минска, Молодечно, Борисова и Слуцка, а также в поездах, движущихся по территории Минской области. По словам временно исполняющего обязанности начальника Минского отдела внутренних дел на транспорте Геннадия Завацкого, час пик для транспортной милиции – утро и вечер. Время, когда люди добираются на работу и возвращаются с нее. А еще вторая половина пятницы – день разъездов перед выходными.

Патрулируют сотрудники транспортной милиции чаще те маршруты, которые наиболее популярны у граждан. Например, летом под контроль берутся электрички, идущие к Минскому морю. Так как сезон отдыха, то многие после работы или на выходных отправляются ближе к водоему. Кстати, особое внимание милиционеры уделяют именно электричкам. Самый бюджетный вид транспорта. И этим все сказано…

 Около 70 процентов преступлений, происходящих на транспорте, — это кражи. Воруют мобильные телефоны, кошельки, сумки. Люди часто кладут мобильный телефон на стол в плацкартном вагоне, например, а сами идут за чем-нибудь или в туалет. Возвращаются, а смартфона нет. То же самое и с кошельками, которые пассажиры оставляют в карманах курток, — рассказывает Геннадий Завацкий. — Есть и те, кто просит спутников посторожить несколько минут свои вещи. Правда, не всегда незнакомец оказывается честным.

Кстати, жертвами краж чаще всего становятся пьяные. Они же и зачинщики конфликтов. Хотя таких пассажиров с каждым годом, к счастью, все меньше. По правилам, в подобном состоянии запрещено находиться в общественном транспорте. Да, билет в таком случае сдать не получится. «Суперактивных» высаживают на ближайшей станции. Это делается ради общей безопасности.

– В целом обстановка на железной дороге, в отличие от знаменитых девяностых, спокойная. Даже в мини-кафе на вокзале все мирно. Стало меньше в вагонах и несанкционированной торговли, – отмечает правоохранитель.

Отдельная тяга к железной дороге у молодежи. Так называемые зацеперы, практикующие езду на вагонах поезда. Цепляются за крышу либо за иные конструкции и едут. Подобные трюки их друзья еще и снимают на видео. В поисках адреналина так катаются подростки старше 14 лет, говорит Геннадий Завацкий.

– Ответственность за недетские игры наступает с 14 лет. Частью 1 статьи 18.4 КоАП предусматривается наложение штрафа до трех базовых величин. В случаях, когда подросток не достиг этого возраста, за его действия отвечают родители или те, кто выполняет их обязанности.

Помимо работы с нарушителями покоя на железной магистрали, проводят сотрудники и широкую профилактическую работу. Например, накануне своего профессионального праздника организовали для детей из разных школ Минска конкурс рисунков и стихов на тему безопасного поведения на железной дороге и вблизи нее. Награждение победителей прошло на вокзале «Минск-Пассажирский». Затем правоохранители провели детей в место, куда стекается вся информация по линии железной дороги столицы – в оперативно-дежурную службу. Именно здесь сотрудники первыми узнают, если, к примеру, произошла кража или же в вагоне буянит пьяница. После чего немедленно реагируют на сообщение. И до конечного пункта правонарушитель уже может не доехать. Его снимут с поезда прямо в руки милиционеров.

– Периодически сотрудники отделения посещают учебные заведения, расположенные поблизости от железной дороги, где беседуют с ребятами, показывают профилактические ролики, отвечают на вопросы. Также они встречаются с трудовыми коллективами и проводят инструктажи с родителями, – говорит правоохранитель. – В 2022 году на объектах железнодорожной инфраструктуры Минского отделения травмы получили два человека, а в Минской области – более 50 человек. В большинстве своем они были состоянии алкогольного опьянения. Известно, что тогда люди теряют бдительность и внимательность…

По словам Геннадия Завацкого, большинства случаев можно было избежать. Главное – соблюдать простые правила.

– На железнодорожных путях и вблизи них категорически запрещается пользоваться наушниками и телефонами. Стоит снимать и капюшоны: они ограничивают видимость и мешают заметить приближающийся состав. Дети часто они приходят на железную дорогу, чтобы побегать по шпалам или по­играть. Но родители должны четко донести им, что это не место для забав.

Фото ГУВД Мингорисполкома и архивные sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter