СКАЗАНО
— Качество — одновременно и конечный результат, и путь. Это наш основной ресурс наряду с трудолюбием, интеллектом и дисциплиной, благодаря которым мы живем в независимой стране вопреки беспрецедентному давлению.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на церемонии вручения символов Государственного знака качества, 23 января 2025 года.
— Качество — одновременно и конечный результат, и путь. Это наш основной ресурс наряду с трудолюбием, интеллектом и дисциплиной, благодаря которым мы живем в независимой стране вопреки беспрецедентному давлению.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на церемонии вручения символов Государственного знака качества, 23 января 2025 года.

Качество — вопрос системный
Государственный знак качества — один из важнейших маркеров работы Минского тракторного, считает заместитель генерального директора ОАО «МТЗ» по качеству Игорь Земцов:— BELARUS 1222.3 стал наиболее подходящим кандидатом на соискание награды с точки зрения материалоемкости, технологичности, экологичности и инновационности. Рассчитываем на увеличение реализации этих машин.
![]() |
![]() |
— Конкуренция на рынке велика, и за свое изделие нужно побороться, — говорит Игорь Земцов. — Наш завод работает согласно требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 и национальных стандартов СТБ ISO 9001 — 2015 и СТБ 16949 — 2018, которые должны соблюдать все производители. Регулярные аудиты представителей международных и отечественных органов по сертификации подтверждают соответствие МТЗ данным стандартам применительно к проектированию, производству и обслуживанию техники BELARUS.

Вот и BELARUS 1222.3 перед отправкой потребителям проходит строгий контроль на всех этапах производства. Около 80 машин прошли через тракторную лабораторию — практически каждый десятый трактор. Плюс ежеквартальные 60‑часовые приемо‑сдаточные испытания, проверка в полевых условиях…
— В результате на ранней стадии мы выявили и исключили малейшие несоответствия, — подчеркивает Игорь Земцов. — Как следствие, за 2024 год по этой модели мы зафиксировали буквально единичные случаи отказов. Тем не менее совместно со службой сервиса налажено плотное взаимодействие с потребителями — идет мониторинг в процессе эксплуатации техники.

Улучшениям — быть
Многие заложенные в BELARUS 1222.3 технические решения остаются актуальными и спустя пять лет после начала производства. Но ситуация на рынке меняется очень быстро, и вскоре флагманскую модель ожидают перемены. Ведущий инженер‑конструктор КБ общей компоновки тракторов 130 — 240 л. с. УКЭР‑1 Владимир Зизюк познакомил с некоторыми:— Продолжаем работать по гидросистеме — хотим оснастить базовую комплектацию четырехсекционным гидравлическим распределителем. Это позволит присоединять к трактору более сложное прицепное и навесное оборудование. Внедряем новую комплексную электронную систему управления трансмиссией. Существенно изменится дизайн панели управления: вместо клавиш будут кнопки мембранного типа с подсветкой. Также прорабатывается возможность установки насоса переменной производительности в гидравлической системе.

Внесение изменений в комплектацию, а тем более в конструкцию машины — дело не одного месяца. Но и медлить нельзя. Внедрение конструкторских разработок, в зависимости от объемов, занимает разное время, говорят в УКЭР‑1 МТЗ. Если изменения касаются трансмиссии, то это не один год работы. Если же речь идет о гидравлике, органах управления, то времени уходит меньше.
По прогнозам специалистов, обновленный BELARUS 1222.3 пройдет путь от чертежа до опытного образца в течение года. Пожелаем ему удачи!

Покупатели выстроились в очередь
Трактору BELARUS 1222.3 в этом году исполнится пять лет — машина поступила в серию в сентябре 2020‑го, а предшествовала ее рождению многомесячная работа многих подразделений. Первыми в созидательный процесс всегда включаются специалисты научно‑технического центра МТЗ, куда входят два управления конструкторско‑экспериментальных работ. Зона ответственности первого — колесные тракторы, второго — специальные машины.К созданию BELARUS 1222.3 приступили в 2017‑м, вспоминает начальник КБ общей компоновки тракторов 130 — 240 л. с. УКЭР‑1 Егор Ржановский:
— Генеральный конструктор поручил провести глубокую модернизацию трактора BELARUS 1221.3 с целью улучшения условий работы оператора. Было принято решение установить кабину, которая хорошо себя зарекомендовала на более мощных моделях. За образец взяли кабину модели 1523. Изменения коснулись и систем трактора: установили гидроусилитель сцепления, гидростатическое управление сцеплением и тормозами, применили электронное управление задней навеской. Гидрораспределитель был вынесен в зону заднего навесного устройства, а рычаги управления получили прописку на правом боковом пульте.

Чтобы обеспечить удобный доступ к двигателю и радиаторам охлаждения, была разработана новая облицовка с доступом аллигаторного типа и в современном дизайне. Наконец, изменения коснулись дорожной и рабочей светотехники. В УКЭР‑1 вспоминают отзывы потребителей, утверждавших: свет стал лучше, чем у распиаренных американских тракторов. Внутри предусмотрены кондиционер, магнитола и даже USB‑порт — шикарно для базовой комплектации. По сути, получился новый трактор. И какой!
Заводские конструкторы убеждены: BELARUS 1222.3, несомненно, достоин самой высшей оценки. А также уверены, что с присвоением этому трактору Государственного знака качества согласны и потребители. В УКЭР‑1 припомнили: в первое время, пока наращивались производственные мощности, из желающих приобрести эту машину выстроилась очередь на несколько месяцев.

При создании любого трактора проектирование лишь часть подготовительной работы. Далее следует изготовление опытных образцов и небольших партий. Этим на МТЗ занимаются два специализированных цеха. Сам производственный процесс организуют специалисты управления главного технолога в связке с коллегами из других подразделений. И только после того, как все сомнения развеяны, новинка идет в серию.
От заготовки до сборки
Минский тракторный не зря называют городом в городе: это десятки цехов, управлений, отделов и служб — кварталы промышленной застройки. Немудрено: на МТЗ трудится 15 тысяч человек, ведь производство трактора — процесс многоступенчатый. Загибайте пальцы. На первом этапе задействованы заготовительные цеха — прессовый, термический, кузнечный, литейные, цех кабин. Механические цеха — их семь — осуществляют обработку деталей. В одном изготавливают коробки передач, в другом — муфты сцепления, в третьем — передний мост, в четвертом собирают трансмиссии…Часть узлов и комплектующих поставляют предприятия холдинга, часть — внешние смежники. Результаты видны в корпусе сборки тракторов. Здесь два конвейера. Есть еще — на площадях механосборочного производства, там рождается энергонасыщенная техника BELARUS.
![]() |
![]() |
— У каждой своя специфика, поэтому работу монотонной точно не назовешь. В целом операций много, но справляемся без проблем: на заводе проводится техобучение, почти все коллеги имеют разряд не ниже четвертого. Время рождения нового трактора измеряется не часами — минутами.
Сергей Солодкий работает на МТЗ 19 лет. Главное, что его радует: если раньше в выпускаемой технике было немало импортных комплектующих, то BELARUS 1222.3 практически полностью белорусский. И качество отличное.

— Я часто бываю в деревне, разговариваю с механизаторами — они довольны, что современная продукция МТЗ ориентирована на потребителя. Модернизированных моделей с каждым годом все больше: BELARUS 82.3, BELARUS 2122, BELARUS 2023 и другие. Энергонасыщенная техника — это вообще песня!
В 2024 году МТЗ произвел более 800 тракторов BELARUS 1222.3. Присвоение Государственного знака качества — отличная новость для коллектива КСТ, говорит Сергей Солодкий:
— Очень приятно, когда трактор, который собирался нашими руками, в который мы вкладывали частичку души, удостоен столь высокой оценки.Но вернемся к процессу создания техники. После сборки малые и средние тракторы проходят обкатку на участках КСТ, а энергонасыщенные машины отправляются в Центр испытаний тракторной техники «МТЗ‑Холдинга» в поселке Обчак под Минском. Позже машинам придают окончательный товарный вид, далее приемку осуществляет ОТК. И наконец, техника BELARUS отправляется к потребителям.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Генеральный директор ОАО «МТЗ» Сергей Авраменко:
— Государственный знак качества — это большая гордость и большой кредит доверия, который коллектив Минского тракторного завода будет оправдывать каждый день своим трудом на благо Республики Беларусь. BELARUS 1222.3 — флагманская модель, она пользуется особым спросом и в Российской Федерации, других странах. Как только такой трактор сходит с конвейера, он сразу же отправляется к покупателю. Общаясь с потребителями нашей техники, мы получаем положительные отзывы на модель BELARUS 1222.3. Механизаторы и обслуживающие организации подчеркивают высокое качество сборки и технический уровень машины, а также современный внешний вид и удобство эксплуатации.

ШТРИХ К ПОРТРЕТУ
МТЗ сегодня — эффективная команда единомышленников, в которой каждый знает свою задачу и получает за труд достойную оценку. В этом убежден слесарь механосборочных работ КСТ Максим Жук, он стал тракторозаводцем четыре года назад:
— На МТЗ пришел, чего скрывать, в первую очередь за достойной зарплатой. А понял, что останусь надолго, потому что в коллективе очень хорошие отношения, видна забота о каждом человеке.

Зарплата работникам на предприятии на протяжении многих лет выплачивается без задержек. Из приятных бонусов — увеличение вознаграждения за выслугу лет для каждой стажевой группы. Практикуется выплата единовременных денежных премий за участие в различных конкурсах. На балансе Минского тракторного восемь общежитий, помогают на предприятии и с приобретением собственного жилья. Заводской медицинский центр — одно из ведущих поликлинических учреждений столицы. Дети заводчан имеют возможность пройти летнее оздоровление в двух загородных лагерях.
ФАКТЫ
♦ В 2024‑м ОАО «МТЗ» награждено премией СНГ за достижения в области качества продукции и услуг.
♦ На модели 250 и более лошадиных сил МТЗ с 2025 года дает на территории Республики Беларусь 5 лет гарантии. На остальные тракторы гарантия составляет 3 года.
♦ Техника BELARUS с прошлого года выпускается в едином цветофактурном решении — на предприятии выбрали красный цвет.
♦ Удельный вес инновационной продукции МТЗ ежегодно превышает 50 процентов.
♦ Система менеджмента качества МТЗ включает в себя более 170 внутренних стандартов, которые регламентируют все цепочки создания, реализации и обслуживания техники.
♦ Помимо модернизации существующей линейки тракторов, МТЗ осваивает выпуск и другой продукции. Из последних новинок — льдозаливочный комбайн и ратрак — снегоуплотнительная машина для лыжных трасс.
♦ В 2025 году на Минском тракторном заводе начнется реализация трех новых инвестиционных проектов на сумму более 300 миллионов долларов. Планируются строительство двух новых производственных корпусов и закупка свыше 650 единиц высокотехнологичного станочного оборудования.
Богатырь!
На МТЗ готовятся к премьере трактора мощностью более 500 лошадиных сил
Самый мощный в производственной линейке предприятия 500‑сильный трактор BELARUS должен увидеть свет в нынешнем году. Подготовка к выпуску первого экземпляра ведется полным ходом. В начале апреля богатырь уже совершил первую поездку по территории МТЗ — из цеха опытного производства до демонстрационной площадки. Новый трактор оснащен двигателем Weichai WP 14T мощностью 542 лошадиные силы, трансмиссия — Full Powershift, кабина — с улучшенными условиями работы оператора.
За новыми впечатлениями
Промышленный туризм на МТЗ продолжает набирать обороты
Гигант белорусского тракторостроения поддерживает имидж одного из лидеров в сфере промышленного туризма: по итогам первого квартала темп роста количества гостей составил 103 процента по отношению к январю — марту 2024 года. Только на весенних каникулах гостями предприятия стали около 1,5 тысячи школьников. Также завод посетило на 22 процента больше иностранных граждан.
Проект «Как это сделано»: как Оршанский льнокомбинат создал продукцию, удостоенную Знака качества
Проект «Как это сделано»: рассказываем о производстве удостоенной Знака качества микросхемы ОАО «ИНТЕГРАЛ»
Проект «Как это сделано»: в чем секрет брестских пельменей, удостоенных Государственного знака качества
Проект «Как это сделано»: благодаря чему рогачевская сгущенка остается «той самой» почти 90 лет?
Проект «Как это сделано»: рассказываем о создании в Бобруйске легковых шин с применением инновационных рецептур
Проект «Как это сделано». Рассказываем о производстве эмали ПФ-115 лидского ОАО «Лакокраска»
Проект «Как это сделано». Рассказываем о производстве напольного покрытия в ОАО «Гомельдрев»