«Как это сделано»: удостоенный Государственного знака качества BELARUS 1222.3 создан по запросу механизаторов

Желание потребителя — закон

Более 90 процентов техники под брендом BELARUS сегодня идет на экспорт — Минский тракторный завод успешно удерживает статус одного из лидеров мирового сельхозмашиностроения. Расширяется и ассортиментная линейка. Одно из ожидаемых событий ближайших месяцев — премьера опытного образца 500‑сильного трактора. Но поводом для нашего визита на производственную кухню МТЗ стал трактор BELARUS 1222.3, которому благодаря возрожденной Президентом Беларуси традиции присвоен Государственный знак качества.

СКАЗАНО

— Качество — одновременно и конечный результат, и путь. Это наш основной ресурс наряду с трудолюбием, интеллектом и дисциплиной, благодаря которым мы живем в независимой стране вопреки беспрецедентному давлению.

Президент Беларуси Александр Лукашенко на церемонии вручения символов Государственного знака качества, 23 января 2025 года.

Качество — вопрос системный

Государственный знак качества — один из важнейших маркеров работы Минского тракторного, считает заместитель генерального директора ОАО «МТЗ» по качеству Игорь Земцов:
— BELARUS 1222.3 стал наиболее подходящим кандидатом на соискание награды с точки зрения материалоемкости, технологичности, экологичности и инновационности. Рассчитываем на увеличение реализации этих машин.
Не забывают на заводе и о том, что продукция МТЗ в свое время отмечалась Государственным знаком качества СССР. Но если тогда оценивалась работа предприятия в целом, то в современной Беларуси другой подход — сейчас признания удостаивается конкретная продукция.

— Конкуренция на рынке велика, и за свое изделие нужно побороться, — говорит Игорь Земцов. — Наш завод работает согласно требованиям международного стандарта ISO 9001:2015 и национальных стандартов СТБ ISO 9001 — 2015 и СТБ 16949 — 2018, которые должны соблюдать все производители. Регулярные аудиты представителей международных и отечественных органов по сертификации подтверждают соответствие МТЗ данным стандартам применительно к проектированию, производству и обслуживанию техники BELARUS.

Игорь Земцов.

Вот и BELARUS 1222.3 перед отправкой потребителям проходит строгий контроль на всех этапах производства. Около 80 машин прошли через тракторную лабораторию — практически каждый десятый трактор. Плюс ежеквартальные 60‑часовые приемо‑сдаточные испытания, проверка в полевых условиях…

— В результате на ранней стадии мы выявили и исключили малейшие несоответствия, — подчеркивает Игорь Земцов. — Как следствие, за 2024 год по этой модели мы зафиксировали буквально единичные случаи отказов. Тем не менее совместно со службой сервиса налажено плотное взаимодействие с потребителями — идет мониторинг в процессе эксплуатации техники.

Улучшениям — быть

Многие заложенные в BELARUS 1222.3 технические решения остаются актуальными и спустя пять лет после начала производства. Но ситуация на рынке меняется очень быстро, и вскоре флагманскую модель ожидают перемены. Ведущий инженер‑конструктор КБ общей компоновки тракторов 130 — 240 л. с. УКЭР‑1 Владимир Зизюк познакомил с некоторыми:

— Продолжаем работать по гидросистеме — хотим оснастить базовую комплектацию четырехсекционным гидравлическим распределителем. Это позволит присоединять к трактору более сложное прицепное и навесное оборудование. Внедряем новую комплексную электронную систему управления трансмиссией. Существенно изменится дизайн панели управления: вместо клавиш будут кнопки мембранного типа с подсветкой. Также прорабатывается возможность установки насоса переменной производительности в гидравлической системе.

Владимир Зизюк.

Внесение изменений в комплектацию, а тем более в конструкцию машины — дело не одного месяца. Но и медлить нельзя. Внедрение конструкторских разработок, в зависимости от объемов, занимает разное время, говорят в УКЭР‑1 МТЗ. Если изменения касаются трансмиссии, то это не один год работы. Если же речь идет о гидравлике, органах управления, то времени уходит меньше.  
По прогнозам специалистов, обновленный BELARUS 1222.3 пройдет путь от чертежа до опытного образца в течение года. Пожелаем ему удачи!

Покупатели выстроились в очередь

Трактору BELARUS 1222.3 в этом году исполнится пять лет — машина поступила в серию в сентябре 2020‑го, а предшествовала ее рождению многомесячная работа многих подразделений. Первыми в созидательный процесс всегда включаются специалисты научно‑технического центра МТЗ, куда входят два управления конструкторско‑экспериментальных работ. Зона ответственности первого — колесные тракторы, второго — специальные машины.

К созданию BELARUS 1222.3 приступили в 2017‑м, вспоминает начальник КБ общей компоновки тракторов 130 — 240 л. с. УКЭР‑1 Егор Ржановский:
— Генеральный конструктор поручил провести глубокую модернизацию трактора BELARUS 1221.3 с целью улучшения условий работы оператора. Было принято решение установить кабину, которая хорошо себя зарекомендовала на более мощных моделях. За образец взяли кабину модели 1523. Изменения коснулись и систем трактора: установили гидроусилитель сцепления, гидростатическое управление сцеплением и тормозами, применили электронное управление задней навеской. Гидрораспределитель был вынесен в зону заднего навесного устройства, а рычаги управления получили прописку на правом боковом пульте.
Егор Ржановский.

Чтобы обеспечить удобный доступ к двигателю и радиаторам охлаждения, была разработана новая облицовка с доступом аллигаторного типа и в современном дизайне. Наконец, изменения коснулись дорожной и рабочей светотехники. В УКЭР‑1 вспоминают отзывы потребителей, утверждавших: свет стал лучше, чем у распиаренных американских тракторов. Внутри предусмотрены кондиционер, магнитола и даже USB‑порт — шикарно для базовой комплектации. По сути, получился новый трактор. И какой!

Заводские конструкторы убеждены: BELARUS 1222.3, несомненно, достоин самой высшей оценки. А также уверены, что с присвоением этому трактору Государственного знака качества согласны и потребители. В УКЭР‑1 припомнили: в первое время, пока наращивались производственные мощности, из желающих приобрести эту машину выстроилась очередь на несколько месяцев.


При создании любого трактора проектирование лишь часть подготовительной работы. Далее следует изготовление опытных образцов и небольших партий. Этим на МТЗ занимаются два специализированных цеха. Сам производственный процесс организуют специалисты управления главного технолога в связке с коллегами из других подразделений. И только после того, как все сомнения развеяны, новинка идет в серию.

От заготовки до сборки

Минский тракторный не зря называют городом в городе: это десятки цехов, управлений, отделов и служб — кварталы промышленной застройки. Немудрено: на МТЗ трудится 15 тысяч человек, ведь производство трактора — процесс многоступенчатый. Загибайте пальцы. На первом этапе задействованы заготовительные цеха — прессовый, термический, кузнечный, литейные, цех кабин. Механические цеха — их семь — осуществляют обработку деталей. В одном изготавливают коробки передач, в другом — муфты сцепления, в третьем — передний мост, в четвертом собирают трансмиссии…

Часть узлов и комплектующих поставляют предприятия холдинга, часть — внешние смежники. Результаты видны в корпусе сборки тракторов. Здесь два конвейера. Есть еще — на площадях механосборочного производства, там рождается энергонасыщенная техника BELARUS.

Слесарь механосборочных работ КСТ Сергей Солодкий как раз участвует в сборке BELARUS 1222.3, хотя, говорит, через его руки проходит около десятка моделей тракторов:

— У каждой своя специфика, поэтому работу монотонной точно не назовешь. В целом операций много, но справляемся без проблем: на заводе проводится техобучение, почти все коллеги имеют разряд не ниже четвертого. Время рождения нового трактора измеряется не часами — минутами.

Сергей Солодкий работает на МТЗ 19 лет. Главное, что его радует: если раньше в выпускаемой технике было немало импортных комплектующих, то BELARUS 1222.3 практически полностью белорусский. И качество отличное.

Сергей Солодкий.

— Я часто бываю в деревне, разговариваю с механизаторами — они довольны, что современная продукция МТЗ ориентирована на потребителя. Модернизированных моделей с каждым годом все больше: BELARUS 82.3, BELARUS 2122, BELARUS 2023 и другие. Энергонасыщенная техника — это вообще песня!

В 2024 году МТЗ произвел более 800 тракторов BELARUS 1222.3. Присвоение Государственного знака качества — отличная новость для коллектива КСТ, говорит Сергей Солодкий:
— Очень приятно, когда трактор, который собирался нашими руками, в который мы вкладывали частичку души, удостоен столь высокой оценки.
Но вернемся к процессу создания техники. После сборки малые и средние тракторы проходят обкатку на участках КСТ, а энергонасыщенные машины отправляются в Центр испытаний тракторной техники «МТЗ‑Холдинга» в поселке Обчак под Минском. Позже машинам придают окончательный товарный вид, далее приемку осуществляет ОТК. И наконец, техника BELARUS отправляется к потребителям.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Генеральный директор ОАО «МТЗ» Сергей Авраменко:

— Государственный знак качества — это большая гордость и большой кредит доверия, который коллектив Минского тракторного завода будет оправдывать каждый день своим трудом на благо Республики Беларусь. BELARUS 1222.3 — флагманская модель, она пользуется особым спросом и в Российской Федерации, других странах. Как только такой трактор сходит с конвейера, он сразу же отправляется к покупателю. Общаясь с потребителями нашей техники, мы получаем положительные отзывы на модель BELARUS 1222.3. Механизаторы и обслуживающие организации подчеркивают высокое качество сборки и технический уровень машины, а также современный внешний вид и удобство эксплуатации.


ШТРИХ К ПОРТРЕТУ

МТЗ сегодня — эффективная команда единомышленников, в которой каждый знает свою задачу и получает за труд достойную оценку. В этом убежден слесарь механосборочных работ КСТ Максим Жук, он стал тракторозаводцем четыре года назад:

— На МТЗ пришел, чего скрывать, в первую очередь за достойной зарплатой. А понял, что останусь надолго, потому что в коллективе очень хорошие отношения, видна забота о каждом человеке.


Зарплата работникам на предприятии на протяжении многих лет выплачивается без задержек. Из приятных бонусов — увеличение вознаграждения за выслугу лет для каждой стажевой группы. Практикуется выплата единовременных денежных премий за участие в различных конкурсах. На балансе Минского тракторного восемь общежитий, помогают на предприятии и с приобретением собственного жилья. Заводской медицинский центр — одно из ведущих поликлинических учреждений столицы. Дети заводчан имеют возможность пройти летнее оздоровление в двух загородных лагерях.

ФАКТЫ

♦ В 2024‑м ОАО «МТЗ» награждено премией СНГ за достижения в области качества продукции и услуг.

♦ На модели 250 и более лошадиных сил МТЗ с 2025 года дает на территории Республики Беларусь 5 лет гарантии. На остальные тракторы гарантия составляет 3 года.

♦ Техника BELARUS с прошлого года выпускается в едином цветофактурном решении — на предприятии выбрали красный цвет.

♦ Удельный вес инновационной продукции МТЗ ежегодно превышает 50 процентов.

♦ Система менеджмента качества МТЗ включает в себя более 170 внутренних стандартов, которые регламентируют все цепочки создания, реализации и обслуживания техники.

♦ Помимо модернизации существующей линейки тракторов, МТЗ осваивает выпуск и другой продукции. Из последних новинок — льдозаливочный комбайн и ратрак — снегоуплотнительная машина для лыжных трасс.

♦ В 2025 году на Минском тракторном заводе начнется реализация трех новых инвестиционных проектов на сумму более 300 миллионов долларов. Планируются строительство двух новых производственных корпусов и закупка свыше 650 единиц высокотехнологичного станочного оборудования.

Богатырь!

На МТЗ готовятся к премьере трактора мощностью более 500 лошадиных сил


Самый мощный в производственной линейке предприятия 500‑сильный трактор BELARUS должен увидеть свет в нынешнем году. Подготовка к выпуску первого экземпляра ведется полным ходом. В начале апреля богатырь уже совершил первую поездку по территории МТЗ — из цеха опытного производства до демонстрационной площадки. Новый трактор оснащен двигателем Weichai WP 14T мощностью 542 лошадиные силы, трансмиссия — Full Powershift, кабина — с улучшенными условиями работы оператора.

За новыми впечатлениями

Промышленный туризм на МТЗ продолжает набирать обороты


Гигант белорусского тракторостроения поддерживает имидж одного из лидеров в сфере промышленного туризма: по итогам первого квартала темп роста количества гостей составил 103 процента по отношению к январю — марту 2024 года. Только на весенних каникулах гостями предприятия стали около 1,5 тысячи школьников. Также завод посетило на 22 процента больше иностранных граждан.
Проект «Как это сделано»: как Оршанский льнокомбинат создал продукцию, удостоенную Знака качества

Проект «Как это сделано»: рассказываем о производстве удостоенной Знака качества микросхемы ОАО «ИНТЕГРАЛ»

Проект «Как это сделано»: в чем секрет брестских пельменей, удостоенных Государственного знака качества

Проект «Как это сделано»: благодаря чему рогачевская сгущенка остается «той самой» почти 90 лет?

Проект «Как это сделано»: рассказываем о создании в Бобруйске легковых шин с применением инновационных рецептур

Проект «Как это сделано». Рассказываем о производстве эмали ПФ-115 лидского ОАО «Лакокраска»

Проект «Как это сделано». Рассказываем о производстве напольного покрытия в ОАО «Гомельдрев»

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter