Жажда имиджа

В последнее время держать дома компьютер становится все опаснее — в любой момент могут привлечь за нанесение ущерба производителям компьютерных программ
В последнее время держать дома компьютер становится все опаснее — в любой момент могут привлечь за нанесение ущерба производителям компьютерных программ

Примером служит нашумевшая история, которая произошла в России с директором сельской школы Александром Поносовым, обвиненным в использовании на уроках пиратских версий операционной системы Windows. Но если преподавателя оправдали (хоть дело еще и не закрыто), то студенту Ивану Пиджакову из Екатеринбурга повезло куда меньше. За установку на компьютеры пиратских программ он приговорен к штрафу и... году лишения свободы. Правда, условно.

На месте Вани Пиджакова может оказаться любой из нас. С тем лишь отличием, что 20–летний студент предлагал свои услуги по установке компьютерных программ (иначе говоря, софта) за определенную плату. О чем и разместил объявление на одном из интернет–сайтов, которое попало в поле зрения местных правоохранительных органов.

Что тут добавить? Как известно, именно спрос рождает предложение. А кто из нас готов платить за лицензионный софт? Увы. По данным представителей Microsoft, в России и Украине примерно в 70 — 80 процентах случаев программная продукция этой компании устанавливается на компьютеры с пиратских дисков. В нашей стране аналогичные исследования не проводились, но специалисты предполагают, что цифры будут аналогичные. Причем иногда владельцы компьютеров даже не задумываются о том, что нарушают законодательство об авторских и смежных правах. Ведь тот же Windows на свежекупленную машину нередко ставят прямо в компьютерном магазине. За «железо» приходится заплатить энную сумму денег, а вот стандартный набор программного обеспечения на него ставится за редким исключением бесплатно...

Откуда же берутся так называемые «пиратки»? Самый распространенный путь — покупка лицензионной версии, взлом — дабы программа при установке не требовала ввода ключа (а он для каждого диска индивидуальный), — ну а дальше дело за малым. Иные пираты даже не заботятся о соответствующем оформлении болванки и полиграфии. У других, напротив, дело с этим обстоит на самом высоком уровне. Скажем, в белорусских интернет–магазинах я без труда отыскала ту же Windows Vista на DVD с самыми разнообразными красочными обложками по цене всего от 3 до 5 у.е. Правда, справедливости ради нужно добавить, что никто и не собирался меня уверять в том, что продукция эта лицензионная. Скорее, наоборот...

— Я бы вам не советовал, — сказал продавец одного из интернет–магазинов. —«Пиратка» сырая. Все мои знакомые, которые покупали и устанавливали себе на компьютеры, были разочарованы и уже заменили на XP (предыдущая версия операционной системы).

Дело в том, что пиратский софт частенько появляется на рынке задолго до официального релиза. Как правило, это далеко не окончательные, а бета–версии продукта (то есть практически готовые, но не прошедшие должного тестирования и, следовательно, содержащие недоработки и ошибки).

В то же время отыскать лицензионную версию Vista в розничной продаже оказалось не так–то просто. Точнее, в обычных магазинах, которые торгуют дисками, я ее просто не нашла. По совету друзей обратилась к авторизованным дилерам Microsoft в Минске — компанию Softline, где, как назло, все «коробочные» версии лицензионного продукта на тот момент были уже распроданы.

Получается, причина того, что необходимую программу я приобрету все же на пиратском диске, кроется не только в несознательности или нежелании переплачивать, но и в сервисе, предоставляемом авторизованными партнерами компаний–производителей. Волей–неволей потребителям приходится поддерживать рынок контрафактной продукции. Да и цены, мягко говоря, на лицензионный продукт кусаются. Та же Vista. Даже несмотря на то, что с 1 апреля Microsoft снизил цены на этот продукт в полтора–два раза, сейчас «коробка» Vista Home Basic стоит около 300 тысяч рублей (помните, на пиратском диске — 3 — 5 у.е.). Не каждому по карману. Однако специалисты уверены, что не все так безнадежно.

— Мы работаем на рынке лицензионного программного обеспечения (ПО) уже 5 лет. И если изначально продажи были очень маленькие, то сейчас оно продается, и достаточно активно, — говорит директор компании SoftLine Андрей Овсейко. — В числе покупателей в первую очередь банковский сектор и крупные промышленные предприятия, которым приходится пользоваться лицензионным ПО, так как безопасность информации для них критична, а любой сбой может привести к финансовым потерям. Постоянные наши клиенты — иностранные предприятия, которые попросту не используют контрафактную продукцию.

— А как насчет индивидуальных пользователей?

— Долгое время мы с ними вообще не работали. Считали, что это абсолютно бесперспективно. А в прошлом году решили попробовать и открыли интернет–магазин. В принципе, интерес есть. Покупают операционные системы и офисные пакеты, любые бухгалтерские, антивирусные, переводческие программы. Хотя, конечно, продажи пока небольшие.

— А каким образом, на ваш взгляд, вообще можно убедить человека купить именно лицензионный продукт?

— Хороший вопрос. Во–первых, он получает гарантии производителя. Во–вторых, техническую поддержку (в ближайшие дни в Минске начнет работать телефон, по которому бесплатно круглосуточно можно получить консультацию специалистов Microsoft) и возможность актуального скачивания патчей (обновлений программ). И, наконец, в корпоративном секторе (думаю, и в частный это скоро придет) — это вопрос имиджа.

По словам Андрея Овсейко, уже в конце апреля компания начинает работу с розничными компьютерными магазинами в Минске, на прилавках которых появится широкий ассортимент лицензионных программ. То есть совсем скоро можно будет делать выводы, что же все–таки для потребителей ПО окажется важнее — имидж или жажда...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter