Жаркие баталии. Почему белорусам в XXI веке приходится торговаться с коммунальниками за каждое деление домашнего термометра?

Недавно стала свидетелем любопытной беседы. Две знакомые разговаривали о “погоде в доме”. Одна посетовала на то, что в квартире после включения отопления стало невозможно жарко и душно. “Ночью форточку открываю, чтоб хоть как-то выспаться, в комнате градусов 26, не меньше!” — привела она последний аргумент в пользу того, что надо бы обратиться в ЖЭС отрегулировать температуру воды в трубах. “Ты что, не вздумай никуда жаловаться! — тут же покрутила пальцем у виска собеседница. — Так тебе отрегулируют, что потом не будешь знать, как снова тепла добиться. Уж лучше тихо окно открыть, зато спокойно жить...”

Человеку, не знающему всех нюансов нашей зимней коммунальной жизни, логика этих бытовых рассуждений может показаться просто абсурдной. Но руку даю на отсечение, что девять из десяти прочитавших сейчас этот подслушанный мною диалог мысленно кивнули головой. Мол, да, правильный совет дала — я тоже бы никуда не пошел, если бы у меня так тепло в квартире было. А еще эти девять из десяти отлично знают, что такое “нормативные +18 градусов”, до которых коммунальники обязаны нагреть вашу комнату даже в самые сильные морозы. И что такое торговаться с ЖЭСом за каждый градус или полградуса, замеряя температуру в разных углах собственной квартиры одновременно несколькими градусниками, чтобы потом доказать пришедшей комиссии, что в доме как-то не очень тепло...
Откуда такая уверенность? Просто я сама — одна из этих девяти и могу поименно назвать оставшихся восьмерых в своей “десятке”. Например, у меня в квартире сейчас + 24 градуса. Мне комфортно. Но даже если бы было жарковато, я не пошла бы в ЖЭС “сдавать” весь подъезд, потому что у моей соседки из угловой квартиры на градуснике всего +19. И ей этого реально мало, потому что по дому бегает полуторагодовалый ребенок. А еще до недавнего времени я жила в доме, где путем неимоверных усилий нам удавалось доводить температуру в комнатах до “приличных” +18 градусов. И постоянно спорить с коммунальниками о том, нормально это или ненормально.
Но смысл даже не в конкретной цифре, а в баталиях, которые каждый год разыгрываются вокруг нее между коммунальниками и жильцами по всей стране. Судите сами: гигиенисты когда-то разработали норматив, по которому комфортной для жизни человека признали комнатную температуру от 18 до 22 градусов. Заметьте, именно так: от и до. Но наша коммунальная практика как-то незаметно для всех успела оставить от этого диапазона лишь первую цифру. И все споры — вокруг нее.
Позвонила недавно в редакцию пожилая минчанка — давнишняя наша читательница, интеллигентная дама, отнести которую к категории “беспричинных жалобщиков” язык не поворачивается. И рассказала ситуацию: в ее квартире настенный градусник показал +17,5. Женщина позвонила в ЖЭС, указала на очевидную недоработку. Пришел мастер, замерил температуру — плюс 18. Ровно. Хозяйка объясняет: “Вы пришли в первой половине дня, солнце в окно светит — вот и стало на полградуса теплее. Но проблема-то все равно какая-то в системе отопления есть, раз еле-еле пороговый минимум “наскребся”, а за окном еще даже не зима...” Ну и сделала логичное предложение: довести температуру до “золотой середины”, сделать своеобразный “запас” на будущие морозы, чтобы вопросов больше не возникало. Ответ мастера обезоружил: “Но 18 то градусов есть? Чего ж вы еще хотите? И вообще — у вас же не +10. Вот и радуйтесь!”
Знакомая история? Ну не единичная — так точно! А ответ на вопрос работника ЖЭС про “что вы еще хотите” у меня лично готов давно — да чтоб комфортно было! Всего-то. Помню, кто-то из читателей в пылу обиды на коммунальников очень справедливо заметил: почему они живых людей равняют под один стандарт? При этом под его минимальное значение. Это, кстати, сказала пенсионерка, у которой муж прикован к постели после инсульта. И женщина не могла доказать работникам ЖЭСа, что парализованному старику и подвижному ребенку комфортно при совершенно разной температуре. Что тут добавить? Это в принципе какое-то унижение — в XXI веке торговаться за каждое деление домашнего термометра. Но еще более унизительно вот так добиваться “нормативной справедливости”, как будто это в норме вещей.
Предложения? Идеальный вариант — отказаться от давно морально устаревших “мер комфорта”. Но это невозможно хотя бы из-за чисто технического несовершенства нашего жилфонда. Тогда остается одно — хотя бы начать адекватно смотреть на цифру +18 и, наконец, перестать воспринимать ее как “мерило” человеческого комфорта.
По-моему, это даже звучит абсурдно...

Куда жаловаться, если дома холодно?

План по “спасению” своего дома или квартиры от низкой температуры зимой (напомним, что по действующим в нашей стране нормам, мы говорим о температуре ниже +18 градусов) целиком и полностью будет зависеть от причин возникшего дискомфорта.
Самая распространенная причина — недогрев. Если термометр в комнате постоянно показывает меньше +18 градусов, необходимо обратиться в жилищную организацию. На основании вашего обращения в квартиру придет комиссия и при вас сделает контрольные замеры температуры. В течение нескольких дней ситуацию должны исправить. Кстати, в случае признанного таким образом недогрева вам должны сделать перерасчет платы за отопление.
Сложнее обстоит дело, если коммунальники в полную силу используют имеющееся тепло для обогрева вашего дома, но в комнатах все равно холодно из-за возрастных особенностей здания. В этом случае без предварительного утепления решить проблему не удастся. Для начала жильцам надо написать заявление в ЖЭС. Жилищная служба должна произвести обследование квартиры (если надо, то привлечь специалистов проектной организации) и решить, нужна ли квартире или всему дому термошуба.
Если нужна, то ЖЭС поставит ваше жилье в очередь на утепление. Однако назвать точные сроки коммунальники не берутся: иногда для решения проблемы хватает двух недель, иногда нужно несколько
месяцев.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter