В Чехии сформировано правительство

Жаркая политическая зима в Праге

Прошло чуть более трех месяцев после парламентских выборов — и Чехия наконец получает правительство...

Прошло чуть более трех месяцев после парламентских выборов — и Чехия наконец получает правительство. Премьер–министра она, правда, получила чуть раньше (наша газета писала об этом): им стал лидер социал–демократов Богуслав Соботка, ему 42 года, и он самый молодой премьер–министр в современной чешской истории. Социал–демократы на октябрьских выборах и победили, и проиграли одновременно. Как, спросите, такое возможно? Да запросто: они набрали больше всех голосов, но их оказалось меньше, чем на предыдущих выборах. Вот такая радость со слезами на глазах. Для того чтобы сформировать дееспособное правительство, пришлось вступать в коалицию с движением «АНО», сформированным всего за два года до выборов одним из самых богатых людей страны миллиардером Андреем Бабишем и христианскими демократами. У этой коалиции парламентское большинство: 111 из 200 голосов. Так что правительство и одобрение парламента получит, и свои решения проводить сможет. Хотя многие аналитики высказывают сомнения в длительной жизнеспособности коалиции этих «товарищей поневоле».


Но прежде чем правительство утвердит парламент, это должен сделать президент Милош Земан. Согласно Конституции президент в Чехии — не главная политическая фигура, на самом деле ею является премьер–министр. Но в моменты кризисов и неопределенностей (а такой момент в Чехии начался летом прошлого года с уходом правительства в отставку из–за любовно–политического скандала, связанного с премьер–министром Петром Нечасом и его тогда советницей и возлюбленной, а теперь женой Яной Надьовой) роль президента многократно возрастает. И это пришлось весьма по душе господину Земану. Поэтому лично для него затянувшиеся переговоры по формированию правительства дают возможность дольше наслаждаться полнотой власти (в стране действует «правительство технократов», назначенное Земаном и не получившее одобрение парламента).


Практически со всеми кандидатами в министры Милош Земан встречался лично и, сомневаясь в профессионализме многих, задавал неудобные вопросы. Например, кандидата на пост министра обороны Мартина Стропницкого (предложен движением «АНО») спросил о том, сколько танков в чешской армии. Пресса утверждает, что этот экзамен господин Стропницкий с честью выдержал и количество танков назвал правильно. Удивлены? Вы удивитесь еще больше, если узнаете, что Мартин Стропницкий никогда в оборонительном ведомстве не работал: он популярный актер, а не военный. Играет в театре, снимается в кино и сериалах, был министром культуры и послом Чехии в Португалии, Италии и Ватикане. В театре спектакль с его участием «Сирано де Бержерак» уже сняли с репертуара, а вот с популярным сериалом «Криминальное отделение «Андел» пока ясности нет. Сериал идет уже четвертый и, судя по популярности, не последний сезон. Сначала сценаристы думали майора Томечека убить (так часто поступают, когда тот или иной актер уходит), а потом подумали–подумали и решили, что, судя по политическим тенденциям и течениям, министр может быстро вернуться к своей основной деятельности. Так что решено его героя отправить на повышение и тем объяснить его (конечно, временное) отсутствие в сериале.


Еще более интересная интрига закручивается вокруг будущего министра промышленности социал–демократа Яна Младека. Его обвиняют в неблагонадежности. Причины — отсутствие документа о прохождении соответствующей проверки и русская жена. После 1991 года занимать важные государственные посты запрещено бывшим партийным работникам–коммунистам и всем, кто сотрудничал с органами безопасности Чехословакии. Проверку проводит Национальное бюро безопасности. Ян Младек проходил ее дважды — в 2001 и 2005 годах. В первом случае документ о благонадежности ему не выдали (видно, усомнились), а во втором проверку прекратили в связи с уходом с поста министра сельского хозяйства. Проверяющие органы так и не сказали, почему свидетельство о благонадежности политику и министру не выдано (в соответствии с законодательством эти данные должны быть засекречены), но слухи по стране поползли. Сначала говорили, что все дело в сомнительных связях с сомнительными российскими бизнесменами (в Чехии и некоторых других странах бывшего социалистического лагеря «сомнительными» считают почти всех российских бизнесменов), но сейчас оказывается, что главная загвоздка — в красивых русских женщинах. У министра Младека жена русская и, как стало известно прессе, несколько русских любовниц. А Национальное бюро безопасности (не только в Чехии, но в любой другой стране) полагает, что внебрачные интимные связи чреваты шантажом, а шантаж министра — всегда потенциальная угроза государству. Вот если бы пан Младек, говорят спецслужбы, честно признался жене, органам и еще желательно журналистам в наличии русских любовниц, назвал их имена, адреса и прочие явки, то все было бы в порядке: никаких возможностей для шантажа. Но излишне тесные «русские связи» все же не помешают Яну Младеку, когда–то назвавшего бывшего министра иностранных дел и известного русофоба Карла Шварценберга «паразитом» за то, что тот «портил чешско–российские отношения», занять сейчас министерский пост. Просто за ним будут пристально следить — не слишком ли он лоббирует интересы российских компаний? А то, говорят чехи, русские любовницы ведь могут не удовлетвориться украшениями, машинами и недвижимостью в подарок, они могут потребовать наши фабрики и — страшно сказать! — Темелинскую АЭС (в тендере на строительство нового энергоблока участвуют и российские компании). Кажется, если бы у министра в любовницах оказались немки или американки, страна пережила бы это легче.


Но эти случаи скорее из разряда курьезов. Чехи относятся к своему правительству с изрядной долей иронии. А вот то, что ради назначения лидера движения «АНО» миллиардера Андрея Бабиша на пост вице–премьера и министра финансов пришлось менять закон о государственной службе и отменять норму обязательного представления документа о прохождении люстрации, это серьезно. Принятие этого закона хотя бы в первом чтении было обязательным условием президента Земана для назначения правительства. Андрей Бабиш, в отношении которого имеются подозрения в том, что в 1980–х он сотрудничал с чехословацкими органами безопасности (тогда он жил в Словакии), давно и категорически отрицает такое сотрудничество, с одной стороны, а с другой — отказывается проходить необходимую для доказательства этого проверку.


За всеми этими, без сомнения, любопытными для обывателя и благодатными для «желтой» прессы подробностями упускается главное: программа правительства. А ведь премьер–министр Богуслав Соботка обещает экономический рост, прекращение жесткой экономии, более тесные связи с Европой и принятие евро в качестве национальной валюты в ближайшие пять лет. Будущий министр иностранных дел Любомир Заоралек уже пригласил Виталия Кличко в Прагу и обещал тому поддержку — как минимум моральную. При этом приглашение президента Земана президенту Януковичу посетить Чехию с официальным визитом никто не отменял. Праге очень хочется играть в Европе (хотя бы Восточной) более важную политическую роль. Удастся ли? Это уже другой вопрос.


Советская Белоруссия №18 (24401). Четверг, 30 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter