Жареные каштаны из грузинского огня

История с загадочным обстрелом грузинского села Цителубани, в котором Тбилиси обвинил Россию, получила интересное продолжение...
История с загадочным обстрелом грузинского села Цителубани, в котором Тбилиси обвинил Россию, получила интересное продолжение. И вовсе не в сторону «тщательного расследования инцидента», к которому в очередной раз с усталым видом призывал российский МИД, опровергая «политизированные версии Тбилиси». А грузинские власти, между прочим, не особенно и старались обосновывать свою версию о «факте российской агрессии». Так, продемонстрировали несколько обломков да пару точек на радаре, «уходящих на север», то есть в сторону России... Лучше всего эту бутафорскую опереточность «ракетного удара» по Грузии описала итальянская «Стампа»: «Быть может, бомба, быть может, ракета упала с российского самолета, быть может, по ошибке, а быть может, и в качестве предупреждения. Быть может, псевдорусская бомба была не по ошибке сброшена с настоящего грузинского самолета. В подобных случаях правду искать не стоит, потому что завтра ее перекроют другие неправды».

Как же святая правда — а она заключается в том, что российские миротворцы ценой своей жизни остановили кровавое противостояние в регионе и продолжают это делать до сих пор, — оказалась перекрытой неправдами? Вялая пикировка Смоленской площади с резиденцией Саакашвили по поводу того, откуда прилетела ракета, на самом деле мало кого интересует. Есть в этой теме вопросы поважнее: чего хочет Россия, как она будет выстраивать свои отношения с теми, кто когда–то был (да и остается сейчас) близок россиянам, на чем она собирается «подниматься» при следующем президенте России? На нефте– и газодолларах, как проповедуют некоторые сейчас?

Инцидент в зоне грузино–осетинского конфликта вызвал резкую реакцию Вашингтона, решительно вставшего на сторону Тбилиси, пишет «КоммерсантЪ». Комментируя случившееся, заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэтью Брайза выразил осуждение «любых нападений на суверенную территорию Грузии». Хотя никаких подтверждений подобных нападений у американцев и нет. Но зато есть реальная политика: всегда и во всем поддерживать своих союзников, в том числе и в замене российских миротворцев на силы НАТО в зоне грузино–абхазского и грузино–южноосетинского конфликтов. И не важно, что, как написала «Стампа», «Вашингтон купил себе Грузию сначала за 5 млн. долларов в год». Эти «копейки» обернулись для Вашингтона преданным партнером в ключевом для национальных интересов регионе.

Так же последовательно ведут себя бывшие советские — нынешние проамериканские партнеры. Посмотрите, как активно поддержала Грузию Литва. Президент Адамкус поручил находящемуся с визитом в США главе МИДа Литвы Пятрасу Вайтекунасу обсудить случившееся с партнерами в США и ЕС.

Вот из таких партнерских цепочек и складывается сегодня глобальная сеть. Эти страны, так дружно поддерживающие друг друга на мировой арене, действительно объединены общими ценностями как в прямом смысле слова — имею в виду финансовую поддержку США своих партнеров, — так и в переносном — они сообща отстаивают ту модель мира, которая соответствует их национальным интересам.

Так проявили себя западные партнеры Грузии. Но еще важнее проявить себя в момент истины России, вступающей в выборный президентский год. Тем более что за эту истину заплачено кровью. В зоне грузино–абхазского конфликта погибли 113 российских миротворцев. Я не нашла столь же точных цифр по боевым потерям российских военнослужащих в Южной Осетии, но думаю, они тоже есть.

Во имя чего эти жертвы? Наверное же, россияне гибли не ради того, чтобы единственным и главным проектом сегодняшней России оставался жиреющий «Газ-

пром», превращающийся в мировой газовый картель... А больше ведь в качестве достижений предъявить избирателю нечего. Как пишет в своей статье германский политолог Александр Рар, «Путин не смог политически реинтегрировать страны СНГ. Единое экономическое пространство (ЕЭП) остается фикцией. Оборонный союз объединяет, как это уже было при Борисе Ельцине, только Россию и Центральную Азию. Но что Путину действительно удалось восстановить, так это мощь бывшего энергетического комплекса СССР. На глазах мирового сообщества создается мощный газовый картель, который скоро начнет конкурировать с арабским». Но сможет ли удовлетвориться Владимир Путин таким итогом своего президентства: сравнения газпромовских воротил с арабскими шейхами?

Активная игра Путина на международной арене косовской картой косвенно подтверждает его политическую неудовлетворенность и желание войти в историю в несколько иной роли, чем «председатель АО «Газпром». «Жареные каштаны» бывшей Грузии, как называют Сухуми и Цхинвали, — тоже не самый выгодный бизнес. Но авторитет государства нарабатывается как раз в таких ситуациях, когда оно не отворачивается в трудную минуту от своих друзей... Кстати, радиостанция «Немецкая волна» поставила на днях вопрос ребром: «У России практически не осталось союзников, и газовый кризис с Белоруссией тому яркий пример. России сейчас не нужны союзники на международной арене?»

Пожалуй, это один из самых трудных вопросов, стоящих перед Россией накануне президентских выборов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter